Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№51 (672) 22 декабря 2008 г. Портмоне

«Стратегия окна» против «стратегии валенка»

22.12.2008
Бизнес учится выживать в условиях кризиса

Алексей КАРАМАЗОВ

19 декабря в Минске состоялся III Международный саммит директоров «Стратегия управления в условиях глобального кризиса», проведенный в рамках Национального конкурса «Бренд года». Накануне саммита корреспондент «БелГазеты» побеседовал с организатором и идеологом мероприятия - директором Центра системных бизнес-технологий Satio Жанной Гринюк - о том, чем чреват кризис и каких управленческих решений он требует от директората.

- В саммите участвуют не только руководители предприятий, но и представители министерств и ведомств. Вы убеждены, что правительство прислушается к бизнесу?

- Надеюсь, ведь кризис - это испытание на прочность: несчаст-ные семьи в период кризисов разваливаются, крепкие же становятся еще крепче. Нам нужно понять, чем мы сильны, и укрепить узы социального партнерства бизнеса и государства. В Беларуси это партнерство формировалось долго и сложно, но альтернативы его укреплению нет. Отсутствие обратной связи между бизнесом и властями ведет к ошибкам, цена которых при кризисе возрастает многократно.

- В Беларуси уже сформировалось бизнес-сообщество, способное не просто лоббировать выгодные конкретным игрокам рынка меры, а как равный партнер участвовать в формировании экономической политики государства?

- Не рискну ответить однозначно. Наша бизнес-элита еще в стадии формирования. Более того, в стадии оформления, формирования находятся и ресурсы, используемые бизнесом и властью для обратной связи, и сама идеология социального партнерства. В период кризиса сама жизнь подталкивает к интенсификации этих процессов. Мы готовы делиться с правительством своими идеями в сфере либерализации экономики, выработки антикризисной программы и т.п.

- Кризис - хороший стимул для бизнеса и для государства, чтобы привести в порядок дела и оптимизировать издержки?

- Да, и в этом плане я позитивно отношусь к кризису. Он способен очистить нашу экономику и, что не менее важно, наше макроэкономическое мышление. И диалог на саммите, который ведется сразу в нескольких плоскостях (первая диалоговая панель - власть и бизнес, вторая - директорат, третья - бизнес-технологии, маркетинг и менеджмент), позволит сделать этот процесс менее болезненным и более эффективным. Накануне саммита мы провели экспертный опрос о том, какие стратегии преодоления последствий кризиса выбирают наши топ-менеджеры: оборонительную или наступательную. Обе эти точки зрения будут обсуждены на саммите.

- Как вы оцениваете политику отечественного топ-менеджмента в плане управления рисками? Ведь было ясно, что цены на нефть и сырье будут падать, а финансовые проблемы через Европу и Россию доберутся до нашей «тихой гавани». Однако большинство компаний схватилось за разработку антикризисных программ лишь осенью…

- Безусловно, к кризису наш бизнес не готовился. Сказались и увещевания властей, адресованные скорее рядовому потребителю, чем руководителям. Правительство можно и нужно понять: паника - одна из самых страшных вещей для экономики. Можно умереть от страха, а не от кризиса. Стихийные, нерациональные решения губительны. Однако директорат должен самостоятельно анализировать риски.

Кстати, саммит затрагивает не только антикризисные стратегии, но и конкретные шаги по их реализации. Например, каждая крупная компания должна срочно образовать антикризисный комитет с участием директората, партнеров, представителей товаропроводящих сетей, поставщиков и даже потребителей. Кризис коснется всех, и если мы говорим о снижении цены на какой-то товар, то предприятие вправе рассчитывать на снижение цен по всей товаропроводящей цепочке. Стоит помнить: поставщики и партнеры находятся в схожей ситуации. Совместные решения в рамках антикризисного комитета помогут избежать изолированности и немотивированных решений.

- В Беларуси очень распространена антикризисная стратегия «валенка на печи»: при снижении температуры в экономике автоматически заморозить все проекты, урезать бюджеты, сократить штаты, залечь на дно и не подавать признаков жизни. Почему?

- У белорусских компаний нет опыта существования в кризисных условиях. Есть лишь опыт экономического спада времен развала СССР, когда у директората сформировалось причинно-следственное видение такой ситуации: это тенденция общая, сделать ничего нельзя, складываем крылышки… Потом пришел Александр Лукашенко, закрутил гайки, заставил предприятия работать - жизнь у них наладилась. Сейчас кризис воспринимается через призму 90-х. Собственных ответов на насущные вопросы (Как продавать? Как строить маркетинг? Как снижать себестоимость?) у предприятий нет, и включается защитная психологическая реакция - отказ от активности. Между тем нужно формировать стратегию поиска возможностей в условиях кризиса. Иначе паника и апатия положат экономику на лопатки.

- Кризис как «окно возможностей» - журналистский штамп или реальность? Где это окно искать? Как открывать?

- Макроэкономическое «окно возможностей» для Беларуси - либерализация хозяйственной жизни и управления экономикой. Это шанс, ведь до сих пор никто извне не смог сделать этого: ни Запад, ни Восток, ни оппозиция и т.п. Сегодня это предстоит сделать правительству.

На уровне компании новые возможности - цепные индексы потребительского рынка. Нередко говорят, что при кризисе деньги не исчезают, мол, они все равно у кого-то будут. Это не совсем правда: потребители начинают на чем-то экономить, но куда потом они тратят сэкономленные ресурсы? Вот эти цепные индексы и являются «окном возможностей», которое нужно искать. Скажем, один из таких индексов - падение продаж автомобилей (по ряду позиций - на 15-30%). И это случилось не только за счет снижения объемов автокредитования. Куда пойдут высвободившиеся за счет отложенных покупок деньги? Многие расходуют их на улучшение собственного быта, следствие - рост продаж бытовой техники.

- СМИ и бизнес-консультанты в основном предпочитают анализировать маркетинг B2С. Для B2B какие-то цепные индексы уже прослеживаются?

- Конечно. Например, первое, что предприняли компании B2B во время кризиса, - резкое сокращение рекламных бюджетов. Между тем отсутствие рекламы - тоже риск. Как его компенсировать, ведь коммуникации с потребителем должны сохраниться? Очень многие компании усиливают новыми компетенциями и технологиями персонал отдела продаж, увеличивают бюджеты корпоративного обучения и т.п.

- На что лучше работать при кризисе - на поддержание стабильного притока средств, т.е. на лояльность потребителей, или на рост продаж, т.е. на завоевание новых потребителей?

- В период кризиса лучше чувствуют себя компании, у которых велика доля лояльных потребителей. Выжить можно именно за счет лояльности, изучения потребителя, изменения продукта по его желанию и т.п. Это качественное усиление маркетинга. При кризисе непозволительно работать на склад, «от производства». Необходимо работать «от потребителя» - на продажи, менять товарные портфели под клиента, под запросы рынка.

- Бизнес примерно знает, чего ожидать от государства: поддержания на плаву финансового сектора, стимулирования внутреннего спроса, либерализации условий хозяйствования и т.п. А чего ожидать государству от бизнеса в рамках стратегии социального партнерства?

- Я думаю, ответ на этот вопрос должно самостоятельно искать все бизнес-сообщество - в процессе свободной дискуссии в деловой среде и диалога с правительством.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ПО-БЕЛОРУССКИ. 10 ШАГОВ НАВСТРЕЧУ БИЗНЕСУ

Уходящий 2008г. прошел под знаком не только глобального экономического кризиса, но и начала либерализации отечественной экономики. И если политизированная часть экспертного сообщества воспринимает эту либерализацию с нескрываемым скепсисом, то бизнес - с осторожным оптимизмом: ему предстоит жить и работать по новым законам. Экономический обозреватель «БелГазеты» Ярослав Романчук попытался проанализировать реальные шаги правительства по либерализации экономической жизни страны, оставив за скобками декларации и обещания, но трезво взвесив позитив и негатив, заложенный в каждом из принятых в 2008г. экономическим блоком власти законодательных актов.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код