Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№51 (672) 22 декабря 2008 г. Экономика

Зальют пивом

22.12.2008
 

Марина ГУЛЯЕВА

В 2010г. экспорт белорусского пива должен составить 6 млн. дал, что, как изложено в официальном сообщении по этому поводу на сайте правительства, почти в 13 раз больше, чем в 2007г. Несмотря на глобальные изменения в программе развития отрасли, реакция отечественных пивоваров сдержанна. Некоторые выступают даже с встречными инициативами: почему бы не 60 млн. дал?.. (планируемый объем производства отрасли к 2010г.)

Оценивая темпы роста пивного экспорта в нынешнем году, с этими предложениями вполне можно согласиться: в сентябре на пресс-конференции ОАО «Крынiца» представители концерна «Белгоспищепром» обнародовали данные: за 8 месяцев рост экспорта в денежном выражении составил 226%. Цифра внушительная, если не рассматривать экспорт в натуральном выражении, - c января по август было экспортировано всего 364,2 тыс. дал. Статистика 9 месяцев свидетельствует о продолжившемся росте, но не оставляет никакой уверенности в том, что будет достигнут план 2008г. - почти 3 млн. дал. Уверенности остается еще меньше в отношении планов на будущие два года: даже от планируемого, невыполненного показателя 2008г. экспорт должен вырасти основательно - в два раза. Если же брать реальный показатель, который, скорее всего, будет колебаться в пределах 1 млн. дал, то в шесть.

Как сказал представитель маркетинговой службы одного из предприятий - лидеров белорусского пивоварения, «теоретически можно любой объем экспортировать, именно этим и занимаются чиновники - отписками... Прежде чем ставить такие задачи, надо элементарно просчитать все факторы - от ценового до маркетингового».

Глава одной из крупнейших компаний - импортеров пива называет экспортные планы отечественного пивоварения «абсолютной фантастикой, поскольку, во-первых, потребительские свойства белорусского пива не позволяют конкурировать с российским пивом. Во-вторых, нет серьезных финансовых вложений в продвижение продукта». К слову, этот поставщик согласился бы экспортировать белорусское пиво, но «моя-то цель заключается в зарабатывании денег, а мне никто не позволит этого сделать, мне никто не позволит иметь отсрочку платежа в 60 дней и не предоставит гарантированную возможность возврата просроченного пива».

Собеседник «БелГазеты» акцентирует внимание в первую очередь на «заинтересованности менеджмента госпредприятий отрасли в получении прибыли, чего сегодня нет». Отвечая на вопрос, в чем же заинтересованы руководители госпредприятий, ответ был исчерпывающим: «Да ни в чем!»

В т.ч. поэтому сомнительна результативность попыток ограничить импорт, что как будто бы должно подтолкнуть предприятия к созданию конкурентного продукта. Комментируя последствия введения перечня товаров «некритического импорта», импортер заявил, что «люди все равно будут покупать товар, в котором соотношение цены и качества оптимально, и пока оно выше у российского пивного продукта, никакие списки не принесут эффекта. Белорусские пивовары должны работать над конкурентоспособностью продукта, и они делают это, но как-то очень медленно, очень…».

На одном из пивзаводов согласны и с тем, что «над конкурентоспособностью продукта нужно работать бесконечно», и с тем, что делается это медленно, но приводят свои аргументы: «Как мы можем повышать конкурентоспособность белорусского пива, если наш солод дороже, чем российский?!»

Резонные опасения в отношении даже не наращивания экспорта, а просто его возможности внушает ограничение все того же «некритического импорта». Как полагает экономист Леонид Злотников, российский рынок, на долю которого приходится подавляющая часть экспорта, вполне может ответить теми же шагами: «Они элементарно могут ввести ограничения на белорусский импорт - и все, нам конец! Российский рынок будет поступать с нами так же, как мы с ним».

ЛЕОНИД ЗЛОТНИКОВ: «ЭКОНОМИКА САМА СРАБОТАЕТ»

- Доля потребительских товаров в общем объеме импорта невелика - около 14-15%. Этот объем не настолько значителен, чтобы его сокращение принесло какой-то существенный эффект для ситуации на валютном рынке. Мне кажется, значение борьбы с импортом для развития экономики преувеличено. Если взять, к примеру, легкую промышленность, то она находится в тяжелом состоянии, и зарубежный импорт подрывает ее экономические позиции. Но трудно согласиться с тем, что мы должны потреблять свое, отечественное, только ради того, чтобы на плаву оставалась отрасль, которая производит не совсем дешевую и не совсем качественную продукцию. Я считаю, что импортозамещение нам не поможет. Сколько охраняют наше сельское хозяйство и «давят» ввоз более дешевого продовольствия, чем производит наш АПК! Результатов никаких. Более того, мы видим даже обратный результат: цены становятся выше, чем в соседних странах. Нет конкуренции, зато есть тепличные условия, которые не позволяют развалиться окончательно. На самом деле это печальный итог импортозамещения по продовольственной группе, который уже виден: наш потребитель вынужден приобретать более дорогую продукцию. Зато существует распространенное мнение, что наши люди заняты, что мы не создаем добавленную стоимость другим, она остается у нас. Если называть вещи своими именами, то все это от экономической безграмотности. Запрет на импорт не повышает занятость! Скажем, производителей телевизоров заставляют потреблять более дорогое продовольствие. Вследствие этого у них остается меньше возможностей для приобретения другого товара, т.е. импортозамещение приводит к снижению спроса, а это, в свою очередь, влияет на рост имеющихся товарных групп и открытие новых производств.

Если наши производители не могут сделать более дешевое и более качественное пиво, в то время как в страну за тысячу километров поставляют импортное, и оно покупается, так зачем нам такие производители?! Пусть они погибают! Надо понимать очень простую вещь: когда выигрывает производитель, теряет потребитель. Кого нам нужно спасать: потребителя или производителя? Потребителя! В условиях высокой конкуренции на рынок придет капитал, который сможет организовать производство более дешевого пива высокого качества. Если мы дадим свободу импортному пиву - вези сколько хочешь! - эти же компании на нашем рынке откроют эти производства. Экономика сама сработает.
Добавить комментарий
Проверочный код