Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№51 (672) 22 декабря 2008 г. Экономика

Зальют пивом

22.12.2008
 

Марина ГУЛЯЕВА

В 2010г. экспорт белорусского пива должен составить 6 млн. дал, что, как изложено в официальном сообщении по этому поводу на сайте правительства, почти в 13 раз больше, чем в 2007г. Несмотря на глобальные изменения в программе развития отрасли, реакция отечественных пивоваров сдержанна. Некоторые выступают даже с встречными инициативами: почему бы не 60 млн. дал?.. (планируемый объем производства отрасли к 2010г.)

Оценивая темпы роста пивного экспорта в нынешнем году, с этими предложениями вполне можно согласиться: в сентябре на пресс-конференции ОАО «Крынiца» представители концерна «Белгоспищепром» обнародовали данные: за 8 месяцев рост экспорта в денежном выражении составил 226%. Цифра внушительная, если не рассматривать экспорт в натуральном выражении, - c января по август было экспортировано всего 364,2 тыс. дал. Статистика 9 месяцев свидетельствует о продолжившемся росте, но не оставляет никакой уверенности в том, что будет достигнут план 2008г. - почти 3 млн. дал. Уверенности остается еще меньше в отношении планов на будущие два года: даже от планируемого, невыполненного показателя 2008г. экспорт должен вырасти основательно - в два раза. Если же брать реальный показатель, который, скорее всего, будет колебаться в пределах 1 млн. дал, то в шесть.

Как сказал представитель маркетинговой службы одного из предприятий - лидеров белорусского пивоварения, «теоретически можно любой объем экспортировать, именно этим и занимаются чиновники - отписками... Прежде чем ставить такие задачи, надо элементарно просчитать все факторы - от ценового до маркетингового».

Глава одной из крупнейших компаний - импортеров пива называет экспортные планы отечественного пивоварения «абсолютной фантастикой, поскольку, во-первых, потребительские свойства белорусского пива не позволяют конкурировать с российским пивом. Во-вторых, нет серьезных финансовых вложений в продвижение продукта». К слову, этот поставщик согласился бы экспортировать белорусское пиво, но «моя-то цель заключается в зарабатывании денег, а мне никто не позволит этого сделать, мне никто не позволит иметь отсрочку платежа в 60 дней и не предоставит гарантированную возможность возврата просроченного пива».

Собеседник «БелГазеты» акцентирует внимание в первую очередь на «заинтересованности менеджмента госпредприятий отрасли в получении прибыли, чего сегодня нет». Отвечая на вопрос, в чем же заинтересованы руководители госпредприятий, ответ был исчерпывающим: «Да ни в чем!»

В т.ч. поэтому сомнительна результативность попыток ограничить импорт, что как будто бы должно подтолкнуть предприятия к созданию конкурентного продукта. Комментируя последствия введения перечня товаров «некритического импорта», импортер заявил, что «люди все равно будут покупать товар, в котором соотношение цены и качества оптимально, и пока оно выше у российского пивного продукта, никакие списки не принесут эффекта. Белорусские пивовары должны работать над конкурентоспособностью продукта, и они делают это, но как-то очень медленно, очень…».

На одном из пивзаводов согласны и с тем, что «над конкурентоспособностью продукта нужно работать бесконечно», и с тем, что делается это медленно, но приводят свои аргументы: «Как мы можем повышать конкурентоспособность белорусского пива, если наш солод дороже, чем российский?!»

Резонные опасения в отношении даже не наращивания экспорта, а просто его возможности внушает ограничение все того же «некритического импорта». Как полагает экономист Леонид Злотников, российский рынок, на долю которого приходится подавляющая часть экспорта, вполне может ответить теми же шагами: «Они элементарно могут ввести ограничения на белорусский импорт - и все, нам конец! Российский рынок будет поступать с нами так же, как мы с ним».

ЛЕОНИД ЗЛОТНИКОВ: «ЭКОНОМИКА САМА СРАБОТАЕТ»

- Доля потребительских товаров в общем объеме импорта невелика - около 14-15%. Этот объем не настолько значителен, чтобы его сокращение принесло какой-то существенный эффект для ситуации на валютном рынке. Мне кажется, значение борьбы с импортом для развития экономики преувеличено. Если взять, к примеру, легкую промышленность, то она находится в тяжелом состоянии, и зарубежный импорт подрывает ее экономические позиции. Но трудно согласиться с тем, что мы должны потреблять свое, отечественное, только ради того, чтобы на плаву оставалась отрасль, которая производит не совсем дешевую и не совсем качественную продукцию. Я считаю, что импортозамещение нам не поможет. Сколько охраняют наше сельское хозяйство и «давят» ввоз более дешевого продовольствия, чем производит наш АПК! Результатов никаких. Более того, мы видим даже обратный результат: цены становятся выше, чем в соседних странах. Нет конкуренции, зато есть тепличные условия, которые не позволяют развалиться окончательно. На самом деле это печальный итог импортозамещения по продовольственной группе, который уже виден: наш потребитель вынужден приобретать более дорогую продукцию. Зато существует распространенное мнение, что наши люди заняты, что мы не создаем добавленную стоимость другим, она остается у нас. Если называть вещи своими именами, то все это от экономической безграмотности. Запрет на импорт не повышает занятость! Скажем, производителей телевизоров заставляют потреблять более дорогое продовольствие. Вследствие этого у них остается меньше возможностей для приобретения другого товара, т.е. импортозамещение приводит к снижению спроса, а это, в свою очередь, влияет на рост имеющихся товарных групп и открытие новых производств.

Если наши производители не могут сделать более дешевое и более качественное пиво, в то время как в страну за тысячу километров поставляют импортное, и оно покупается, так зачем нам такие производители?! Пусть они погибают! Надо понимать очень простую вещь: когда выигрывает производитель, теряет потребитель. Кого нам нужно спасать: потребителя или производителя? Потребителя! В условиях высокой конкуренции на рынок придет капитал, который сможет организовать производство более дешевого пива высокого качества. Если мы дадим свободу импортному пиву - вези сколько хочешь! - эти же компании на нашем рынке откроют эти производства. Экономика сама сработает.
Добавить комментарий
Проверочный код