Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№51 (672) 22 декабря 2008 г. Экономика

Октановое число

22.12.2008
Вход на рынок торговли нефтепродуктами дорожает

Ольга МИКША

Подготовленный декрет о лицензировании отдельных видов деятельности, который в рамках других мер нацелен на либерализацию экономики, неожиданно отсек от реформ торговлю нефтепродуктами. Если документ будет принят, то конкуренция в этом сегменте ослабнет, мелким продавцам нефтепродуктов придется уйти с рынка, а заправлять делами и топливом будет белорусская госкомпания и две «дочки» российских нефтепроизводителей.

Главное новшество - значительное увеличение уставного фонда для предприятий, торгующих нефтепродуктами: для оптовиков - до 100 тыс. евро, для розничников - до 500 тыс. евро. Очевидно, что такое требование является заградительной мерой для новых торговцев топливом. Для небольших компаний, имеющих сейчас одну или несколько автозаправок, это означает невозможность дальнейшей деятельности. Особенно остро нововведение коснется предприятий, работающих в регионах, где населения меньше и объемы продаж топлива ниже.

Сейчас ограничения по размеру уставного фонда регламентируются в зависимости от организационно-правовой формы (например, УП, ОДО, ООО и др.) и представляют собой значительно меньшие суммы. Более значительные уставные фонды требуются в особых случаях, например, банкам для привлечения вкладов населения, что можно объяснить повышенными обязательствами по ликвидности. Но и тут недавно произошли изменения в сторону увеличения: теперь вместо 10 млн. евро банку требуется иметь 25 млн. Однако какие риски планируется компенсировать увеличенным уставным фондом предприятий, торгующих нефтепродуктами, непонятно.

Документ требует от ритейлеров документального подтверждения права собственности на эксплуатируемые АЗС и склады. Это требование противоречит действующему с 2007г. положению, которое ввело в практику арендные отношения. Пока некоторые компании успешно арендуют заправки, что дает им временной лаг для строительства собственных. А дело это непростое и недешевое: отвод земли может занимать несколько месяцев, а затраты на возведение даже самой маленькой АЗС в Минске - до $1,5 млн.

Если раньше бензиновый бизнес был привлекателен высокими прибылями, то сегодня это удел тех, кто сделал эксплуатацию АЗС своей профессией и довольствуется умеренными доходами, сопоставимыми с обычным ритейлом.

С одной стороны, новые правила сделают невозможной сдачу заправок в аренду (собственникам АЗС тоже придется увеличить уставный фонд до 500 тыс. евро), с другой - ритейлерам придется выкупать АЗС и оформлять на свой баланс. В ситуации передела рынка и экономического кризиса владельцы АЗС могут не получить достойной цены за объект, а новые собственники потеряют время на переоформление прав. По оценкам игроков рынка, административные процедуры могут занять до трех месяцев. Для потребителей это означает закрытые автоза-правки и неудобства.

Еще более парадоксальные требования в проекте предъявляются к предприятию и его руководителю. Опыт работы предприятия - соискателя лицензии на оптовую или розничную торговлю должен составлять не менее пяти лет, вид реализуемых товаров не имеет значения. Если продавец ширпотреба с пятилетним опытом работы решит переквалифицироваться в продавца бензина, он будет иметь преимущество перед вновь создаваемым юрлицом или компанией с иной специализацией.

Документ требует от руководителя сети по розничной или оптовой продаже топлива работы в сфере производства или оборота нефтепродуктов не менее трех лет. По тексту проекта под стажем следует понимать работу в должности руководителя или специалиста НПЗ, службы ГСМ военного подразделения, предприятия со складом нефтепродуктов и др. А зачем это руководителю коммерческого предприятия? Не лучше ли ему, в принципе, уметь успешно торговать? Предыдущая должность не гарантирует поставки на АЗС некачественного топлива и уровня сервиса. Но в проекте ответственность за реализацию некачественного топлива сохранена. Хотя именно этот пункт, по мнению игроков рынка, нуждается в пересмотре.

По действующему законодательству (эта норма перенесена в проект нового декрета) при реализации некачественного топлива предприятие лишается лицензии на право торговли. Бензин должен быть нормативного октанового числа, за что и платит потребитель. Однако лишение за однократное нарушение этого требования без проведения разбирательства выглядит чрезмерно жестким: далеко не всегда нарушение произошло непосредственно на АЗС, а не во время транспортировки из НПЗ на нефтебазу или на последней. А что делать, если отклонение от стандарта произойдет на госАЗС? По новым правилам, следует немедленно лишать лицензии, что заблокирует всю госсистему заправочных станций. Проверять качество каждой цистерны и каждого бензовоза с участием аккредитованных лабораторий нет возможности ни у одного предприятия. Раз уж предполагается внести изменения в документ, имело бы смысл описать в нем процедуру разбирательства с фактом нарушения, а лицензии лишать при систематическом нарушении норм реализации топлива, например, два и более раз в течение года. Сделать невыгодным торговлю нестандартным топливом проще путем введения высоких штрафов за нарушение.

Новые лицензионные требования к продавцам нефтепродуктов практически перечеркивают всю пятнадцатилетнюю работу «Белнефтехима» по упорядочению этого сегмента рынка. Ведь уже давно нет фирм-однодневок, работа АЗС соответствует требованиям ЕС. Именно частная инициатива и конкуренция помогли заправкам приобрести цивилизованный вид, обзавестись СТО, мойками, магазинами, кафе, садовыми центрами, биотуалетами. Сегодня торговля нефтепродуктами не столько прибыльный бизнес (иногда маржа ритейлеров не превышает 1-3%), сколько полноценный элемент коммунальной инфраструктуры города. И без наличия небольших компаний, активно реагирующих на изменение спроса, у крупных производителей нефтепродуктов, для которых ритейл является сопутствующим бизнесом, просто не останется здорового стимула для улучшения сервиса.
Добавить комментарий
Проверочный код