Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№50 (671) 15 декабря 2008 г. Глобалист

Хоть горшком, только не в печку

15.12.2008
Три сценария для экономики Беларуси на 2009-12гг.

Ярослав РОМАНЧУК

В Беларуси нет цен. Это не шутка. Есть бирки с цифрами в магазинах, на рынках и в торговых центрах. Это индикаторы старого. А новых нет. Никто не знает, сколько стоит капитал. Есть вариации - от 20% до 35% годовых. Нет цен на землю. Подвисли цены на недвижимость. То, что по безналу оценивается в $2500 за 1 кв. м, уходит за $1000, но за кэш - и сегодня. За какую сумму можно продать почти $2,5 млрд. (по балансовой стоимости) складских запасов, никто не знает. Какой будет в следующем году цена газа, нефти, металлов, удобрений? Загадка. Как и почем продавать автомобили, мебель, продовольствие, древесину, электронику и тысячи других товаров? Над этим сегодня ломают головы директора, кредиторы и инвесторы.

БЕЛОРУССКАЯ РУЛЕТКА

В Беларуси с ценами - как с «русской рулеткой». Для одних это шанс очень хорошо заработать, для других - распрощаться с бизнесом. Причем вторых, проигравших, будет гораздо больше. Полная неопределенность станет главной чертой 2009г. Директора и министры, консультанты и банкиры, сбытовики и снабженцы - все думают, как заработать на кризисе.

Для ориентации в столь бурно меняющемся экономическом пространстве мало диплома Гарварда. Нужно то, что бизнесмены называют «чуйка», или, по-научному, видение. Требуется уникальное осознание всевозможных комбинаций факторов, влияющих или способных повлиять на ценовую динамику, спрос, изменение законодательства, устойчивость денег, цену энергоресурсов, платежеспособность клиентов, гибкость кредиторов и страховщиков.

Но многие тенденции следующего года легко предсказуемы. С высокой долей вероятности можно сказать, что в 2009г. Беларусь не станет богаче. Спрос на товары традиционного белорусского экспорта (минеральные продукты, удобрения, металлы, машины, оборудование, средства автотранспорта, химтовары) сократится. Спекуляции идут лишь в отношении глубины падения. Российский рынок рушится на глазах. Конкуренция на нем будет гораздо жестче, в т.ч. для белорусских производителей.

Заемные ресурсы наверняка станут дороже. Дефолты многочисленных кредитных учреждений в мире, замороженный рынок инвестиций (никто не знает, что и сколько производить в следующем году), банкротство банков и страховщиков - все это предопределяет рост процентных ставок.

Резко падает объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ), проектов «зеленого поля» (создание новых производств с нуля). Существенно сократится объем доступных ресурсов на инновации и модернизацию. Обновлять производственную базу будет гораздо труднее. Рассчитывать на ресурсы ЕС также не приходится - вне зависимости от хода переговоров.

Легко читается существенное падение цен на недвижимость и жилье. Просядет рынок стройматериалов и услуг. Стоит ожидать замораживания многих строек и увольнения рабочих. В объектах незавершенного строительства похоронены миллиарды долларов капитала, который никак не приспособишь к новому бизнес-циклу.

2009-11гг. - самое неблагоприятное время для становления фондового рынка. Едва ли не к каждой ценной корпоративной бумаге инвесторы относятся с большим подозрением. В 2008г. цены на акции многих авторитетных коммерческих организаций упали в разы. Вряд ли в 2009г. они восстанут как феникс из пепла. В такой ситуации выходить на IPO в Лондон или на любую другую площадку - значит обрекать себя на уничижительно низкие цены активов. На спаде продают активы только глупые или быстро беднеющие. Поэтому при любом раскладе Беларуси не стоит ждать щедрых бюджетных поступлений от приватизации.

При столь быстром увеличении денежной массы вряд ли инфляция будет ниже 10%. Если Беларусь не привлечет внешние кредиты, она не сможет прожить следующий год без глубоких шоков. При существующих и растущих дисбалансах валютного рынка не нужно быть специалистом по FOREX, чтобы предсказать девальвацию белорусского рубля. На сколько? Никто точно сказать не может. Слишком многие факторы, в т.ч. субъективные, влияют на этот показатель. Если же правительство будет настаивать на неизменности курса $1=Br2200/2300, то легко прогнозировать рост теневого рынка.

Только отъявленные оптимисты и отпетые политические мошенники в Беларуси могут прогнозировать в 2009г. рост реальной зарплаты, пенсий, рублевых вкладов населения, роста капитализации фондового рынка и экспорт-ной экспансии отечественных промтоваров в ЕС. В ближайшие три года у нас точно не будет диверсификации источников энергии. Полная занятость уйдет в небытие. Можно распрощаться с профицитным бюджетом. С высокой долей вероятности можно утверждать, что начало строительства АЭС будет отложено.

Таблица

СЦЕНАРНЫЕ ЗАЯВКИ

В 2009г. наверняка возрастет спрос на шаманов, гадалок и астрологов. К сожалению, многие из них называют себя экономистами. Ненаучно предсказывать абсолютные цифры падения или роста разных показателей, сроки изменений и продолжительность тех или иных явлений. Поэтому цифры, представленные в трех сценариях, условны: это не результат математических расчетов по сложным эконометрическим моделям, а цифровое обозначение тенденций, которые будут наблюдаться в Беларуси в следующие три года.

Первый сценарий - кризисный, продолжение текущей политики правительства с применением отдельных антикризисных монетарных и фискальных мер. Падение ВВП начнется уже в 2009г. и до 2012-го не закончится. Белорусский рубль будет быстро дешеветь. Острая проблема ЗВР заставит правительство ограничивать спрос на валюту. Торговый и платежный баланс останется хронически отрицательным. К нему с большим минусом подключится баланс бюджета. Реальные доходы будут падать, а количество лишних рабочих мест на дряхлеющих госпредприятиях - расти.

Второй сценарий - номенклатурный - предполагает активную продажу госимущества и активов без изменения существующего порядка приватизации. Экономика также будет сокращаться. Однако к 2012г. новые собственники сформируют спрос на большую макроэкономическую устойчивость. Они же будут заинтересованы в изменении инвестиционного климата, развитии финансового и валютного рынков. Это сценарий мягкой, избирательной либерализации с креном в пользу «точек роста». Через два года можно ожидать заметного увеличения притока иностранного капитала: это будут возвращаться вывезенные ранее белорусские деньги, если их собственники будут уверены в политической и правовой надежности такой легализации средств.

Третий сценарий - либеральный: утяжелять административное бремя уже некуда, и так все стонут. Либеральный сценарий - это системное увеличение экономической свободы по всем направлениям при одновременном создании прозрачного, малого, эффективного государства. Его реализация предполагает изменение системы принятия решений. В Беларуси администрация президента должна стать таким же полноценным правительством, как в США. Ей должны быть переданы все функции и полномочия. Очень важно создать группу антикризисного реагирования, которая будет вырабатывать системные, скоординированные решения. Либеральный сценарий не остановит падения ВВП в 2009г. Вполне вероятно, что и 2010г. будет на грани отрицательных темпов роста, но уже через два года возможно изменение тренда с падения на рост. Девальвация будет, но не такая сильная, как в первых двух вариантах. Максимально быстро обновится структура производства, что позволит увеличить долю новой частной промышленности и сельского хозяйства в экспорте. После падения реальных доходов в течение 12-18 месяцев можно ожидать их роста.

Скептики считают, что в 2009-10гг. кризис в стране будет более глубоким. Экономика Беларуси может потерять даже до 20% ВВП, особенно если самый черный сценарий реализуется в России и в мировой экономике. Однако если на этом этапе мы не будем зажимать свободу, позволим людям самостоятельно выходить из кризиса и оказывать помощь самым нуждающимся, если сумеем защитить права собственности, то кризисный период будет сокращен до минимума - 18-24 месяцев.

Цену трансформаций можно снизить. За счет реформы системы госуправления издержки бизнеса на содержание номенклатуры сократятся на $2-3 млрд., у населения на руках остается на $10-12 млрд. больше.
Добавить комментарий
Проверочный код