Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№50 (671) 15 декабря 2008 г. Глобалист

Сделай мне либерально!

15.12.2008
Почему нельзя слепо следовать рекомендациям МВФ, ВБ и ЕС

Андрей ПОДВИЦКИЙ

Нацбанк Беларуси поднимает процентные ставки, а центробанки США, ЕС, Великобритании их снижают. Они национализируют банки и финансовые структуры, мы готовимся к приватизации. Они расширяют бюджетную поддержку предприятий, мы вынуждены сократить дотации нереформированному госсектору. Они увольняют рабочих и закрывают заводы, мы настаиваем на сохранении полной занятости. Получается, что мы опять не идем за цивилизованным миром? Как ни парадоксально, большую часть т.н. антикризисных мер, рекомендуемых G-20, ЕС-27, МВФ или Всемирным банком, Беларуси копировать вредно.

РИСКИ СТАНДАРТНЫХ РЕШЕНИЙ

Практика переходных стран показывает, что необходимо взвешенно и критически подходить к стандартным рекомендациям международных организаций и правительств развитых стран. То, что временно могут позволить себе США, Германия, Великобритания, Франция, даже КНР, может оказаться неэффективным и опасным для Беларуси.

Залогом успеха является принятие комплексной программы взаимосвязанных, последовательных мер, учитывающих состояние не только денежно-кредитной, бюджетно-налоговой систем и производственной структуры, но и институтов управления, человеческого капитала, норм неформального поведения, политической конкуренции, свободы СМИ и независимой судебной власти.

В отличие от Запада Беларусь последние 15 лет работала в парадигме госсобственности, госинвестиций, торгового протекционизма, мягких бюджетных ограничений для госсектора и мягкой монетарной политики. США, Германия, Великобритания и многие другие страны предприняли беспрецедентные меры по фактической национализации финансовых организаций, заблокировав рыночные решения. Эти меры временные и, как это было в конце 80-х - начале 90-х в Скандинавии, закончатся продажей данных активов.

Многие эксперты МВФ стандартно рекомендуют развивающимся странам для преодоления кризисных явлений делать акцент на экспансионистскую монетарную и фискальную политику. Для Беларуси это чрезвычайно вредный совет. Накачка экономики дополнительными эмиссионными деньгами, дальнейшее снижение процентных ставок и сокращение норм резервирования, предоставление банкам дешевых кредитов или пополнение бюджетных ресурсов (например, под видом увеличения доли государства в уставных фондах), выделение проблемным предприятиям бюджетной помощи - все это активно практиковало правительство Беларуси последние 15 лет. Когда те же люди по таким же программам будут делать то же самое, едва ли РБ имеет шансы сократить издержки и время протекания структурного кризиса. Более того, выполнение таких рекомендаций повышает риски превращения Беларуси в олигархическое, неправовое государство, где мощные номенклатурные кланы станут доминировать над всеми секторами экономики.

МЯГКОСТЬ «ЖЕЛЕЗНОЙ ПЯТЫ»

Международные организации утверждают, что в условиях дефляции есть возможность смягчения монетарной политики и применения мер фискального стимулирования. Нацбанк Беларуси проводит очень мягкую монетарную политику, увеличивая на 50% рублевую денежную массу. Раньше вообще фиксировалось удвоение данного показателя. Еще более быстрыми темпами растут объемы кредитования банковского сектора и госпредприятий.

В нашей стране инфляция уже давно превышает уровень, который для рыночной экономики считается кризисным. Правительство пренебрегает ограничениями по фискальному стимулированию экономики, о чем свидетельствует тот факт, что размер доходов консолидированного бюджета превышает 50% ВВП, а бюджетные инвестиции и инвестиции госбанков вытеснили частные. Привлечение заемных ресурсов, в т.ч. внешних, для поддержки нереформированной экономики (а такую антикризисную меру также предлагают МВФ и ВБ) тоже чрезвычайно опасно, ибо резко повышает риски попадания в долговую ловушку.

Предприятия испытывают серьезные проблемы с поддержанием и увеличением конкурентоспособности. Качество управления банковским капиталом в стране довольно низкое. Использование резко подорожавших кредитных ресурсов для поддержания экономики на плаву вне программы реструктуризации и приватизации неизбежно приведет к растрате средств и ухудшению макроэкономической ситуации. В арсенале правительства Беларуси не осталось легких мер монетарной и фискальной политики, при помощи которых можно было бы нейтрализовать последствия кризиса. Ужесточение мер торгового протекционизма, уровень которого и внутри страны, и во внешней торговле гораздо выше, чем в странах ОЭСР, также приведет к ухудшению состояния экономики, которая характеризуется высокой степенью открытости (объем экспорта и импорта товаров составляет около 120% ВВП).

Чтобы восстановить доверие к финансовым рынкам и коммерческим организациям в ситуации острого финансового кризиса, перегрева фондового рынка и рынка недвижимости, центробанки и правительства стран ОЭСР используют кейнсианский инструментарий. Вбрасываемые в экономику богатых стран триллионы не ликвидируют причины глобального кризиса. Действенность этих мер носит краткосрочный характер и требует принятия жестких мер по восстановлению рыночной структуры капитала.

Прежде чем механически выполнять все рекомендации международных организаций и ЕС-27, необходимо учитывать следующее: 1) именно мягкая монетарная политика центробанков развитых стран стала причиной глубоких искажений структуры капитала, надувания «пузырей» на рынке недвижимости, ценных бумаг, энергетических ресурсов, металлов и продовольствия; 2) именно экспансионистская политика правительств развитых стран, госинвестиции и госгарантии, манипуляция налоговыми льготами привели к созданию производств не там, не такого размера, не того качества, не того ассортимента товаров, ориентированного не на те рынки; 3) действующая система предупреждения кризисов, структуры госрегулирования рынка ценных бумаг, рейтинговые агентства оказались бессильными и бесполезными для точной диагностики кризисных явлений, выработки адекватных мер по выходу из кризиса; госорганы несут основную долю ответственности за надувание экономики «пузырями»; 4) при всех сложностях преодоления глобального кризиса в долгосрочной перспективе даже центробанки и правительства в один голос заявляют о безальтернативности рыночных решений структурных экономических проблем, о приверженности принципам свободной торговли, важности поддержки эффективных институтов защиты прав собственности; 5) правительства и центробанки большинства стран ОЭСР применяют инструменты монетарной и фискальной политики по выходу из кризиса в условиях политической конкуренции, развитого гражданского общества, парламентского контроля, свободных СМИ, высокого качества госуправления.

ВЗЯТЬ И ЕЩЁ ПОПРОСИТЬ

Белорусские власти очень хотят получить кредит МВФ: де-факто заморожен рост зарплаты бюджетников, заявлено о возможности девальвации рубля, за месяц принято больше документов по либерализации, чем за пятнадцать предыдущих лет. Сильно прижало. МВФ вполне может поощрить правительство кредитом. Однако если ничего не менять в макроэкономической политике, $2 млрд. растворятся к концу I квартала 2009г. А потом будет еще больше долгов и начнутся еще более слезные просьбы о помощи.

Кажется, что премьер-министр Сергей Сидорский со товарищи, продекларировав до 31 декабря 2008г. завершение либерализации экономики, уверовали то ли в очередной приступ безусловной щедрости России, то ли в сострадание МВФ. Так или иначе, но с рисками копирования зарубежных моделей нам придется бороться еще не один год.
Добавить комментарий
Проверочный код