Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№50 (671) 15 декабря 2008 г. Глобалист

На дне хрустального сосуда

15.12.2008
Беларусь на пороге рецессии

Ярослав РОМАНЧУК

Кризис все-таки пришел в наш дом. Хрустальный сосуд, который трепетно несли в светлое будущее, треснул под тяжестью внешних факторов и внутренних ошибок. Начинается рецессия. На разломе не только макроэкономические показатели. На перепутье - судьбы миллионов людей, тысяч предприятий.

АНТИКРИЗИСНАЯ АРИФМЕТИКА

За 11 месяцев 2008г. ВВП вырос на 10,8%, объем промпроизводства - на 12,7%, сельхозпроизводства - на 8,9%, инвестиции в основной капитал - на 21,9%. Полный бум, бессмысленный и инерционный. Трудно найти страну, в которой такие показатели вызывали бы у правительства реакцию нервозности и неуверенности. Между тем Совмин недоволен перевыполнением прогнозных показателей. Некому остановить никому не нужные производства и инвестиции. Только 33% от общего объема долгосрочных кредитов в 2008г. использованы на инвестиционные цели. Около 51% инвестиционных кредитов шло на строительство жилья, лишь 14% долгосрочных заимствований предназначалось для пополнения основных фондов предприятий.

Основной объем выдачи инвестиционных кредитов осуществлен шестью крупнейшими банками. В январе-октябре 2008г. доля ресурсов «Беларусбанка» и «Белагропромбанка» в общем объеме кредитов, выданных банковской системой на финансирование госпрограмм, достигла 90%. Другие банки практически не участвуют в этих проектах. Такая чрезвычайная концентрация финансовых ресурсов создает дополнительные риски в кризисной среде, когда диверсификация рисков среди десятков структур снижает угрозу рецессии всех секторов экономики одновременно. Тот факт, что в конце 2008г. госбанки получили $1,5 млрд. госпомощи, является еще одним доказательством чрезвычайно низкого качества кредитной политики банков и инвестиционной политики предприятий.

Страна работает на склад. За 10 месяцев 2008г. запасы готовой продукции выросли на 43,2%. На 1 декабря 2008г. они уже превысили Br5,2 трлн. ($2,4 млрд.), увеличившись за ноябрь на Br700 млрд. (на 14%). Это 63,5% среднемесячного объема производства (против 54,6% на 1 ноября 2008г.).

С августа по октябрь 2008г. валютной выручки стало меньше примерно на 25%. Ввод в эксплуатацию жилья в октябре упал более чем в 5 раз по сравнению с предыдущим месяцем. Чистый спрос населения на инвалюту в ноябре 2008г. превысил $300 млн. против $100 млн. в октябре. В ноябре на торгах БВФБ чистый спрос на доллары США составил $567,4 млн.

За 11 месяцев привлеченные в банки средства населения составили Br13,6 трлн., из них в белорусских рублях - более Br9 трлн. При этом за октябрь и ноябрь рост не превысил 1%. Беларусь получила $1 млрд. кредита от России, а за ноябрь золотовалютные резервы снизились на $277 млн. На 1 декабря они составили $3,775 млрд., т.е за последние 4 месяца уменьшились на $849,2 млн.

Население негодует по поводу снижения зарплат и пенсий на фоне роста цен на ЖКУ. Привыкание к халяве произошло быстро. Производительность труда сильно отставала от темпов роста доходов населения, но ни профсоюзы, ни правительство, ни вертикаль не требовали гармонизировать эти два тренда.

Годовая инфляция в 2008г. составит около 15%. Банковская система работает в режиме отрицательной ставки рефинансирования. Введены ограничения на приобретение валюты, оплату контрактов по приобретению импорта.

Появился черный рынок валюты. Резко подорожали кредиты. В банках наблюдается дефицит твердой валюты. При этом Нацбанк в 2008г. увеличивает рублевую денежную массу примерно на 50%.

Если за 10 месяцев 2008г. розничный товарооборот увеличился на 22,9% по сравнению с аналогичным периодом 2007г., то в октябре падение составило 3,8% по сравнению с предыдущим месяцем. В октябре 2008г. началось снижение объемов производства в черной металлургии. Сократился выпуск макаронных изделий, мотоциклов, минеральных удобрений, телевизоров, тракторов, растительного масла, бензина.

С августа 2008г. ускоряется тенденция падения объемов валютной выручки, в т.ч. у таких предприятий, как «Беларуськалий», борисовский «Автогидроусилитель», гродненский «Белкард», «Амкодор», МТЗ, Минский моторный завод, БМЗ и другие. Резко участились случаи остановки предприятий, в т.ч. таких как «Автогидроусилитель», «Резинотехника», Гомельский химзавод, Добрушский маслозавод. Возникли проблемы со сбытом у МАЗа, «Гомсельмаша», БМЗ и «Беларуськалия». Все больше предприятий вынуждены отправлять рабочих в неоплачиваемые отпуска или сокращать рабочую неделю до двух-трех дней. В небольших городах останавливаются предприятия с числом работающих от 100 до 1 тыс. человек.

ГДЕ РЕЗАТЬ БУДЕМ?

Главная беда Беларуси не в финансовом кризисе в США, не в падении цен на нефть и не в европротекционизме. Белорусские власти сами выбрали свой крест и Голгофу. Хаотичные, противоречивые меры по либерализации, предпринятые в декабре, свидетельствуют о кризисе белорусской социально-экономической модели. То, что происходит в белорусской экономике в последнем квартале 2008г., кризисные явления, которые в 2009-10гг. будут углубляться, не влияние человеческого фактора. От перемены персоналий в правительстве ровным счетом ничего не изменится. Даже если лидеры оппозиции и предпринимательских союзов в полном составе пересядут в кресла Совмина, не изменив институты и механизмы управления.

Контроль государства до декабря 2008г. усиливал тотальное регулирование цен, чрезвычайно жесткая система штрафов и наказаний за малейшие нарушения законодательства, торговый протекционизм. Именно такая политика привела к чрезмерной зависимости Беларуси от финансового положения основных экспортеров и спроса на их продукцию. Развитие частного сектора, предпринимательства, расширение сфер деятельности иностранных инвесторов не стало приоритетным для правительства.

Власти не создали единого конкурентного поля внутри страны, не препятствовали монополистической практике правительства и местных органов власти, не сконструировали эффективную систему мониторинга и контроля госзатрат. Жесткие рамки централизованной плановой экономики заблокировали модернизацию производственной базы. Беларусь является аутсайдером по экспорту высокотехнологичной продукции (3% от объема экспорта промтоваров). На производство единицы ВВП мы тратим в два-три раза больше энергии, чем в развитых странах.

Причины резкого ухудшения положения банков и предприятий в IV квартале 2008г. - в жесткости, косности системы управления и принятия решений, в инерции пятилетних планов. Быстро и адекватно адаптироваться к новому внешнеэкономическому контексту белорусская административная система не в состоянии.

Правительство не отменяло указаний предприятиям по увеличению объемов производства. В условиях инвестиционного и финансового кризиса не проведена ревизия инвестиционных программ и госрасходов. Антикризисный менеджмент, профессиональное управление системными рисками, гибкость в адаптации к реальности белорусским чиновникам не свойственны.

Парадокс в том, что чем полнее и точнее будут выполнены прогнозные показатели на 2008-09гг., тем глубже и продолжительнее будет финансовый и структурный кризис в стране. Действия различных органов власти разрозненны, не скоординированы и часто противоречивы. Министерства и концерны не проводят единую экономическую антикризисную политику, а активно лоббируют интересы узких отраслевых групп, коммерческих структур, работающих в тесной связке с представителями отраслевой номенклатуры.

При продолжении текущих кризисных трендов и столь же неадекватной политике правительства Беларусь уже в 2009г. могут ожидать банковский кризис, стагнация производства, падение реальных доходов населения, хаос в системе госуправления. Консолидированный бюджет может недосчитаться до 10% ВВП запланированных доходов. В оптимистическом сценарии валютная выручка может сократиться на $10 млрд. На оплату привлеченных иностранных кредитов и процентов по ним нужно будет привлечь еще около $7 млрд. Насколько больше денег потребуется на оплату газа, мы пока не знаем, но на этом товаре Беларусь едва ли что-то сэкономит.

Во избежание дефолта и попадания в долговую ловушку правительство вынуждено идти на глубокий секвестр расходной части бюджета. Легкой корректировкой зарплаты не обойдешься…
Добавить комментарий
Проверочный код