Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№49 (670) 08 декабря 2008 г. Визави

Обелление оппозиции

08.12.2008
Демсилы сами займутся своим имиджем

Наталья ПРОВАЛИНСКАЯ

На минувшей неделе лидеры белорусской оппозиции задумались об улучшении собственного имиджа на Западе. По словам зампреда ОГП Александра Добровольского, успехи белорусской официальной дипломатии за рубежом были обусловлены в т.ч. профессиональной работой пиар-агентства британского лорда Тимоти Белла. Более того, при желании всегда можно найти пиар-агентства, которые не только пропиарят оппозицию, но даже самостоятельно (!) соберут деньги под этот проект.

Для привлечения собственного лорда у демсил не хватает «семизначных гонораров» , на которые оппозиция еще недавно с горечью намекала в открытых письмах к британскому пиарщику. Поэтому лидеры объединенных демсил (ОДС) решили создать координационный совет по внешней политике - орган, который должен будет заниматься анализом международной информации и выработкой единых подходов ОДС по важнейшим политическим вопросам. В совет войдут эксперты-международники, а координировать его деятельность поручено первому зампреду партии БНФ Винцуку Вячорке как сопредседателю президиума политсовета ОДС, отвечающему за международное направление. Перспективы оппозиционного пиара корреспондент «БелГазеты» выясняла у председателя ОГП Анатолия ЛЕБЕДЬКО и политолога Андрея СУЗДАЛЬЦЕВА.

Анатолий ЛЕБЕДЬКО: «МЫ ЯКОБЫ ХЛЕБАЕМ ЧТО-ТО ИЗ КОРМУШКИ С ЛЕЙБЛОМ ЕС»

- Каков нынешний имидж белорусской оппозиции?


- По итогам избирательной кампании могу сказать, что отношение граждан к сторонникам перемен в целом и лично ко мне как к руководителю одной из оппозиционных структур позитивно. Это не всегда подтверждается социологией, чему также есть объяснение. Задавая вопрос о поддержке представителя оппозиции, социологи пытаются продать электорату неизвестные ему бренды. В итоге отношение к этим брендам либо нейтральное, либо негативное. Совсем другое дело - избирательная кампания. В этом случае продуктом на продажу является не непонятный бренд, а конкретный человек, которого избиратель видит, может пощупать, задать ему вопрос. Отношение сразу меняется, т.к. народ видит, что в большинстве своем это вменяемые люди с понятной программой.

Недавно в Вильнюсе прошла конференция, инициированная национальным комитетом ОДС. Одна из рабочих групп как раз дискутировала по вопросу международной деятельности демсил. Моя личная позиция такова: в карете прошлого далеко не уедешь. Нам нужно уходить от некоторых вчерашних и позавчерашних факторов.

В частности, уже неактуален тезис, согласно которому каждый европеец - друг и брат демсил. Сегодня стратегия ЕС по отношению к Беларуси меняется. Десять лет назад, и даже год назад, небольшое количество людей от оппозиции, работая на внешнеполитических рынках, переигрывали весь белорусский МИД вкупе с его российскими сотоварищами. Теперь ситуация изменилась, и, чтобы не потерять свои позиции на Западе, нужно увеличивать затраты.

В связи с этим нам понадобится сильная структура, которая объединит усилия экспертов по международной тематике, независимых аналитиков, участников общественных инициатив. Нужно создавать координационный совет по внешней политике - серьезный кулак, который будет расширять инфраструктуру за пределами Беларуси и заниматься созданием лоббистских структур.

- Станет ли этот совет собственным пиар-агентством демсил?

- Пиар - это один из пунктов, который может быть включен в программу деятельности ОДС. Ведь даже Лукашенко дошел до понимания того, что пиар необходим.

- Кто и что дискредитирует ОДС в глазах общественности?

- Не буду комментировать всех и вся. В оппозиции нет святых. В каждом человеке есть что-то от Христа и что-то от Иуды. Меня утешает, что большинство людей, с которыми я работаю в оппозиции, носят в себе больше от Христа. Но не буду утверждать, что у нас одни святые, а во власти одни подонки: и те и другие есть везде.

- Тем не менее имидж оппозиционеров с их «частичной святостью» продолжает ухудшаться?

- Это зависит не столько от оппозиции, это уже вопросы пропаганды. Если белорусское радио говорит, что мой отец сотрудничал с фашистами, это имиджевая часть. Это слушают сотни тысяч людей. Они не задумываются, так это или не так, а у меня нет возможности это опровергнуть. В итоге люди думают, что мой отец, родившийся в 1937г., был полицаем. Я вчера приехал из Ошмян и Островца. На рынке, где с 95% людей мы разговаривали на одном языке, ко мне подошла женщина и говорит: знаем, ваш отец был полицаем.

Многие думают, что оппозиция на 100% финансово зависит от Запада, что мы якобы хлебаем что-то из большой кормушки с лейблом «ЕС» или «США». Я - за кампанию по самофинансированию сторонников перемен в Беларуси. Нужно идти к людям, просить денег, доказывать, что Br5-10 тыс., которые они дадут, мы направим на доброе дело, например против строительства АЭС.

- Это и будут ваши первые пиар- ходы?

- По части пиар-ходов не надо придумывать что-то искусственное. Для оппозиции самым лучшим пиар-ходом является системная работа с избирателями. Я признаю, что у нас хватает возможностей, ресурсов и сил либо на избирательные кампании (и то при некотором дефиците), либо на отдельные акции. А работа должна быть ежедневной.

- Оппозиция полгода энергично критиковала лорда Тимоти Белла за его начинания, однако внезапно признала его профессионализм…

- Нет никакой общей точки зрения ОДС по гражданину UK Беллу. Думаю, его профессионализм в том, что он использует ситуацию, а не создает ее. Сегодня свое решающее слово говорит его величество финансовый кризис, эхо которого доходит и до Беларуси. Это заставляет власть поворачиваться лицом к Европе и менять риторику внутри страны.

Отмывать черный имидж не очень приятная работа. Однако некоторые люди говорят: мы тупо делаем свое дело. Возможно, они правы: адвокат защищает всех, в т.ч. преступников, это его работа. Может, Белл предчувствовал, что грядет финансовый кризис: в Европе с трудоустройством тяжело, поэтому любая работа хороша. Если человеку не хватает на хлеб в Великобритании, он может взяться даже за имидж страны с подпорченной репутацией.

- Одна из целей работы Белла - привлечение инвестиций в Беларусь. А какова цель оппозиционного самопиара?

- Во-первых, максимально сократить дистанцию, по которой идет наш обращенный к международному сообществу мессидж. Важно выделить главные мессиджи и увеличить степень доверия к ним. Во-вторых, необходимо знать who is who в международных организациях, кто двумя ногами стоит на европейских ценностях и стандартах, а кто склонен коммерциализировать отношения с Беларусью.

- Не слишком ли поздно ОДС озаботились собственным имиджем?

- Нет, не поздно. Изменения в стратегии ЕС - нормальное явление. Политика не кусок вечной мерзлоты, который находится в одном температурном режиме. Здесь действует принцип качелей или маятника: сегодня - в одной точке, завтра - в другой. Застывшая ситуация - это уже не политика, а концлагерь. Единственное, что нужно признать: сегодня мы не можем делать эффективную политику со вчерашними силами и ресурсами, их не хватит.

- Почему в диалоге Минска и Брюсселя оппозиция оказалась в положении третьего лишнего?

- Просто реализуется другая стратегия ЕС. Тем не менее мы все-таки родственники с европейцами: нас объединяет идеологическое и ценностное родство. Это то, от чего европейцы не могут отказаться. Другое дело, что там есть категория людей, которые забывают об этом, говорят про Realpolitik , реальную политику. О ценностях можно помнить по четным дням, а по нечетным - чуть подзабыть, но ни один европейский политик публично от них не откажется.

Буквально сегодня у меня было две встречи в посольствах. Мы дискутируем! Формат этой дискуссии меня совершенно устраивает. Честно говоря, так даже интереснее. Дружба, любовь и поцелуи - все это быстро надоедает. Должна быть политическая интрига.

Когда европейцы только заговорили о формировании дорожной карты, уже через неделю на встрече с Радославом Сикорским (министр иностранных дел Польши. - Н.П.) мы выдали им готовый документ. Это было впечатляюще. Когда заместитель гендиректора по внешним связям Еврокомиссии Хьюг Мингарелли сообщил, что на встрече с Андреем Кобяковым (вице-премьер РБ. - Н.П.) и Натальей Петкевич (замглавы администрации президента РБ. - Н.П.) он назвал пять пунктов-требований ЕС к Беларуси, нам было приятно. Потому что четыре из этих пяти пунктов слово в слово повторяли наши предложения.

Некоторые считают, что диалог с властями оказался для нас совершенно неожиданным. Но еще в 2007г. на конгрессе ОДС мы принимали новую стратегию, которая предусматривала возможные переговоры с властью. И тогда некоторые наши оппоненты внутри ОДС назвали ее «стратегией бездействия». Как оказалось, позже эта стратегия стала сердцевиной стратегии ЕС.

Пока все встречи с европейскими чиновниками в Беларуси происходят на равноправной основе. Скажем, Мингарелли или первый замминистра иностранных дел Чехии Томаш Пойяр, будучи с визитом в Беларуси, встречались как с официальными лицами, так и с лидерами ОДС.

Если уж Лукашенко начнет исповедовать европейские ценности, возможно, нам действительно придется почесать затылок и сказать: О’К, мы и впрямь сидим на обочине. Но до этого еще далеко. Я был бы рад, если бы это случилось, тогда можно было бы подумать о смене рода деятельности. Из меня получился бы неплохой адвокат - защищал бы униженных и обиженных. Либо занялся бы бизнесом.

- Существуют ли пиар-агентства, готовые заняться имиджем демсил?

- Агентств полным-полно. Но, во-первых, по карману ли они нам? Во-вторых, это не самая главная часть формирования имиджа. Самая главная - это все-таки системная, постоянная работа с людьми, донесение до людей ответа на вопрос, кто мы такие, чего хотим и что можем сделать для страны.

- Александр Добровольский заявил, что пиар-агентствам, возможно, придется самостоятельно отыскать средства под этот проект. Пиарщики должны провести благотворительную акцию по продвижению демсил?

- Я не специалист в пиар-технологиях. Возможно, имелась в виду международная практика: некоторые агентства не только берутся за какой-то проект, но и сами ищут под него деньги.

СПРАВКА «БелГазеты». Анатолий Лебедько родился в 1961г. в Столбцовском районе Минской области. Окончил факультет истории и французского языка Минского пединститута, юрфак БГУ. Депутат ВС (1990-95гг.), председатель комиссии по международным делам. 15 апреля 2000г. избран председателем ОГП.

Андрей СУЗДАЛЬЦЕВ: «БУДУТ В ГРИМЕ КОТА БАЗИЛИО СЛЕЗУ ВЫШИБАТЬ?»

- Поможет ли демсилам смена имиджа?

- Чтобы об оппозиции заговорили за рубежом, хотя бы в России, она должна заняться нормальной партийной работой. Учитывая, что белорусское руководство до сих пор не имеет концепции внешней политики, даже в отношении России, очень хотелось бы, чтобы оппозиция на партийном уровне сделала честные, открытые платформы. Выработала четкий взгляд на отношения с ЕС, на российско-белорусские отношения и вообще на концепцию белорусской внешней политики. Причем сформулировала не критический взгляд, а видение ситуации в целом - как видит БНФ, как видит ОГП.

Это очень важно, т.к. в России есть четкое убеждение относительно белорусской оппозиции: они все против нас. Я говорю: да не все против вас, у них есть свои взгляды! А какие? Нужны не статьи аналитиков, которые никому не интересны, а партийные решения. Вот когда они заимеют партийную документацию, тогда можно заниматься пиаром. А пока все это просто болтовня.

- Почему ОДС внезапно решили заняться самопиаром?

- Потому что в намеченном диалоге между Западом и Минском им места не нашлось. Прежде всего из-за их невнятной позиции. У великих держав нет друзей - только союзники. Рассчитывать на то, что Европа станет союзником оппозиции, наивно. Европа решает свои проблемы, Москва - свои. Никто за белорусов проблемы Беларуси решать не будет.

Это миф, что у белорусского президента огромный рейтинг среди российского населения. Когда случилась «газовая война», российские СМИ очень быстро снизили этот рейтинг. Как будто бы благосклонное отношение к оппозиции: мол, они воюют с Лукашенко. Но на самом деле это не так. Демсилы занимаются выяснением геополитических, а не внутренних проблем. Для политического класса России что Лукашенко, что оппозиция - одно и то же. На расстоянии все противоречия в стане демсил кажутся сглаженными, и возникает ощущение, что они представители единого политического класса Беларуси.

- Какие промахи оппозиции придется заглаживать будущим пиарменам?

- Это самое последнее дело - за-глаживать промахи. Нужно вести честную, открытую игру! Хотя это очень сложно - формировать политику в рамках одной небольшой страны, которую пинают и с Запада, и с Востока.

Я жестко воюю против мифов, которые существуют в оппозиционной среде. Никто оппозиции не враг. Нужно немного заняться домом и своей идеологией. Нужно почистить эту идеологию, убрать мифологемы. «Москва собирается аннексировать Беларусь», - этот бред нужно убрать и перейти в нормальное русло политической борьбы. Иначе оппозиция будет группой пропагандистов.

- Сначала эта «группа пропагандистов» обвиняла власть в том, что та намерена улучшить имидж посредством пиара, а не действиями. А затем решила найти собственного пиарщика…

- Идеологии нет, поэтому и шарахаемся. Когда во время войны между Грузией и Россией Беларусь практически опрокинула союзное соглашение, несмотря на военно-политический союз, оппозицию все устраивало: дескать, самостоятельная внешняя политика. А когда точно так же был опрокинут Запад на выборах, все стали возмущаться. Но, ребята, надо придерживаться какой-то позиции, а не так: мол, Москва - враг, значит, ее можно кинуть, а вот кинуть Запад - преступление.

Белорусские политики очень мало занимаются домом, предпочитая внешнюю политику. Еще бы, легко и просто воевать с Москвой, зная, что она не отреагирует. На расстоянии они герои, свергают Путина и Медведева… А вы со своими правителями повоюйте! А-а, опасно, можно и по шее получить…

- Они пробовали отговорить лорда Белла от «преступного сотрудничества с преступным режимом»

- Только не нужно заниматься морализацией! Начинается - «преступный» , «не преступный» ... Давайте без иллюзий: за 4-5 тыс. лет истории существования государства со времен Древнего Египта не было ни одной белой и пушистой власти.

Лорду дали деньги - он отрабатывает. Это наемный работник. Претензии к нему на уровне морали и нравственности - это смешно. Называется, ты с нами не в ногу идешь, так мы тебя обвиним. Еще из той же оперы: почему ты осуждаешь разврат? Потому что сам не можешь в нем участвовать!

Пиар для оппозиции - это пока еще неосознанное, быстрое и эмоциональное решение, связанное с тем, что их вытесняют из диалога. Ах, вы так - тогда мы займемся пиаром! Но пиаром можно заниматься тогда, когда есть очень серьезная политико-идеологическая платформа. А до этого им еще работать и работать.

Конечно, можно списывать пиар-ходы из учебников по политтехнологиям, окружать себя собаками и ребятишками, чтобы народ рыдал от умиления! Любой демлидер может прикинуться этаким дедом Мазаем или котом Базилио с усами и клюкой, давить на жалость. Все эти приемы давно прописаны в учебниках, пиарщики за соответствующую плату обучат подобным премудростям кого угодно.

- Оппозиция рассчитывает на то, что пиар-агентства сами профинансируют проект…

- Сейчас! Это что, традиции белорусского иждивенчества? Деньги на стол - будут работать. За идею - вряд ли. Или пусть основывают собственное пиар-агентство, но на раскрутку уйдет не менее пяти лет. Они даже до выборов 2011г. не раскрутятся. Это целая наука и очень сложная система, нужно прекрасное образование, отличное знание страны.

Я еще в прошлом веке писал, что реальная оппозиция должна иметь внутреннюю автономию. Кое-какие предпосылки были - внутренние закрытые источники финансирования, система образования (ЕГУ, лицей), негласная система лечения (люди уезжали за границу и лечились), свои СМИ. Нечто формировалось. Потом все это стало растаскиваться, «приватизироваться».

Оппозиция запоздала: нужно было активизировать эти процессы после выборов 2001г., создавать устойчивое хозяйство с хорошими деньгами, собственным банком, находящимся за рубежом. Но кто же за это возьмется? Это все мечты!

- Что ОДС могут противопоставить приемам официальной пропаганды, объявляющей демлидеров потомственными полицаями?

- На политическом поле в Беларуси до сих пор действуют полицаи и партизаны, а также мародеры. Большая часть электората - это партизаны. Нужно бороться за электорат, а не с Москвой. Как ни печально, имидж оппозиции в народе плохой. Партизанский электорат в растерянности.

СПРАВКА «БелГазеты». Андрей Суздальцев родился в 1960г. во Владивостоке. Окончил Дальневосточный университет, аспирантуру Академии труда (Москва). Кандидатскую диссертацию защитил в 1989г. (исследование было посвящено США). С 1993г. по 2006г. работал в Беларуси. В марте 2006г. лишен вида на жительство, депортирован в Россию с пятилетним запретом на въезд в Беларусь. Как заявили информагентствам представители паспортно-визовой службы, «в решении о его депортации был указан тот факт, что Суздальцев представляет собой угрозу национальной безопасности Беларуси» . Работает на кафедре мировой политики Московского госуниверситета - Высшей школы экономики. Выступает в качестве эксперта в Совете Федерации и Госдуме РФ.
Добавить комментарий
Проверочный код