Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№49 (670) 08 декабря 2008 г. Личный вкус

Освежитесь, миллионы!

08.12.2008
камерТОН

Боря ВЕБЕР

Только человек, который не любит музыку всем сердцем, может назвать «заигранными» произведения, исполняемые более 365 раз в году. Настоящий любитель музыки называет такие произведения шедеврами. Шедевром, без сомнения, является «Девятая симфония» Бетховена. Под знаменитые шиллеровские строки хора «Обнимитесь миллионы …» миллионы готовы обниматься снова и снова целую бесконечность - к ним уже спешат присоединиться миллионы новые, а многомудрый мир остается все таким же непостижимым и разобщенным.

При очередной демобилизации «миллионов» (когда оркестр в какой-то день играет «Героическую симфонию») неизменно поражает, что «миллионы» являются на сходку в количестве, максимально к миллиону приближенном, и с тем самым энтузиазмом, который от миллионов ожидается. Аншлаги «Героических симфоний» предполагал бы экономически успешный эксперимент по переведению филармоний в полностью «героический» режим - но могут поднять шум эстеты, антибетховенианцы и стилистические разночинцы, предпочитающие малосъедобную солянку из питательной и возвышенной классики.

Цикл симфонических концертов в филармонии «Воскресение классики» назван чрезвычайно удачно: мрачноватый оттенок «восстания из мертвых» он приобретает только разве в случае злополучной «бетховенской девятой». И дело не в том, что «Девятая симфония» мертва или жива, а в том, что при воспроизведении над ней неизменно производят косметические манипуляции, применяемые разве что в службах ритуальных услуг. Бетховена одевают в приличный современный костюм, словно композитор скончался всего неделю назад. Его причесывают, засовывают за ухо электронный слуховой аппарат вместо знаменитой коллекции слуховых трубок и выводят под руки на сцену под неизменные овации зала.

На этот раз «Девятую симфонию» «освежали» джазом: в первом отделении выступала группа Apple Tea , во втором - звучал Бетховен. Каких-либо тенденций прямого взаимообогащения джаза и классики не предвиделось. Чудо нового слушания Бетховена заключалось в прослушивании его после отдельной фьюжн-программы. Подобные эксперименты давно не новинка в мире музыки, куда более брутальной и жестокой, чем джаз или так называемая мировая классика, - там они уже подошли вплотную к синтезу этих культур. Более того, уже есть вполне достойные результаты таких опытов, способные своей витальностью свалить с ног любого дирижера. Раздельное произрастание джазовых и бетховенских экземпляров, разделенных антрактом, вряд ли может быть признано успешным с точки зрения получения новых плодов. С точки зрения восприятия музыки такой искусственный эксперимент тоже вряд ли можно считать удачным. Как ни жестоко это констатировать, но в прошедшем концерте музыка Apple Tea выполняла роль банальной «затычки», растягивающей «воскресение классики» на два часа.

«В Токио в рождественские дни «Девятая симфония» может звучать одновременно в нескольких залах в течение 10-12 дней », - поделился любопытной статистикой дирижер Государственного академического симфонического оркестра Александр Анисимов, уподобляясь главной героине романтического кинофильма Жан-Пьера Жене «Амели». Если соотнести число жителей Токио с числом жителей Минска, то получится, что для удовлетворения рождественских фантазий минчан в эти дни «Девятой симфонии» достаточно прозвучать в белорусской столице примерно один раз.
Добавить комментарий
Проверочный код