Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№49 (670) 08 декабря 2008 г. Личный вкус

Освежитесь, миллионы!

08.12.2008
камерТОН

Боря ВЕБЕР

Только человек, который не любит музыку всем сердцем, может назвать «заигранными» произведения, исполняемые более 365 раз в году. Настоящий любитель музыки называет такие произведения шедеврами. Шедевром, без сомнения, является «Девятая симфония» Бетховена. Под знаменитые шиллеровские строки хора «Обнимитесь миллионы …» миллионы готовы обниматься снова и снова целую бесконечность - к ним уже спешат присоединиться миллионы новые, а многомудрый мир остается все таким же непостижимым и разобщенным.

При очередной демобилизации «миллионов» (когда оркестр в какой-то день играет «Героическую симфонию») неизменно поражает, что «миллионы» являются на сходку в количестве, максимально к миллиону приближенном, и с тем самым энтузиазмом, который от миллионов ожидается. Аншлаги «Героических симфоний» предполагал бы экономически успешный эксперимент по переведению филармоний в полностью «героический» режим - но могут поднять шум эстеты, антибетховенианцы и стилистические разночинцы, предпочитающие малосъедобную солянку из питательной и возвышенной классики.

Цикл симфонических концертов в филармонии «Воскресение классики» назван чрезвычайно удачно: мрачноватый оттенок «восстания из мертвых» он приобретает только разве в случае злополучной «бетховенской девятой». И дело не в том, что «Девятая симфония» мертва или жива, а в том, что при воспроизведении над ней неизменно производят косметические манипуляции, применяемые разве что в службах ритуальных услуг. Бетховена одевают в приличный современный костюм, словно композитор скончался всего неделю назад. Его причесывают, засовывают за ухо электронный слуховой аппарат вместо знаменитой коллекции слуховых трубок и выводят под руки на сцену под неизменные овации зала.

На этот раз «Девятую симфонию» «освежали» джазом: в первом отделении выступала группа Apple Tea , во втором - звучал Бетховен. Каких-либо тенденций прямого взаимообогащения джаза и классики не предвиделось. Чудо нового слушания Бетховена заключалось в прослушивании его после отдельной фьюжн-программы. Подобные эксперименты давно не новинка в мире музыки, куда более брутальной и жестокой, чем джаз или так называемая мировая классика, - там они уже подошли вплотную к синтезу этих культур. Более того, уже есть вполне достойные результаты таких опытов, способные своей витальностью свалить с ног любого дирижера. Раздельное произрастание джазовых и бетховенских экземпляров, разделенных антрактом, вряд ли может быть признано успешным с точки зрения получения новых плодов. С точки зрения восприятия музыки такой искусственный эксперимент тоже вряд ли можно считать удачным. Как ни жестоко это констатировать, но в прошедшем концерте музыка Apple Tea выполняла роль банальной «затычки», растягивающей «воскресение классики» на два часа.

«В Токио в рождественские дни «Девятая симфония» может звучать одновременно в нескольких залах в течение 10-12 дней », - поделился любопытной статистикой дирижер Государственного академического симфонического оркестра Александр Анисимов, уподобляясь главной героине романтического кинофильма Жан-Пьера Жене «Амели». Если соотнести число жителей Токио с числом жителей Минска, то получится, что для удовлетворения рождественских фантазий минчан в эти дни «Девятой симфонии» достаточно прозвучать в белорусской столице примерно один раз.
Добавить комментарий
Проверочный код