Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№49 (670) 08 декабря 2008 г. Экономика

Экономика переходного возраста

08.12.2008
ЕБРР похвалил Беларусь и Туркмению

Андрей ПОДВИЦКИЙ

В конце ноября 2008г. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) опубликовал свой ежегодный доклад за 2008г. «Рост в переходный период». В бурное время финансового кризиса модели разных постсоциалистических стран сдают экзамен на прочность. Венгрия получила «неуд»: экономически страна превратилась в гуляш. Польша, проявив чуть больше здравого смысла, пока держит удар. Беларусь вообще отказалась идти по пути рыночных трансформаций. Тем не менее в 2007г. мы вышли на уровень ВВП, равный 146% от 1990г. Польша (169%) и Эстония (150%) добились большего, а вот Украина за 17 лет межклановых разборок в 2007г. недотянула до ВВП 1990г. на 32%.

МЫ РАСПАХНУЛИСЬ, ОНИ ПОХВАЛИЛИ

В 2007г. 29 стран региона увеличили ВВП в среднем на 7,5% ВВП. В 2008г. ЕБРР прогнозирует его рост на уровне 6,3%, в 2009г. - 3%. Последняя цифра скорректирована на 0,5 п.п. буквально за три дня до официальной презентации доклада. К концу 2007г. страны СНГ и Монголия вышли на уровень ВВП, в среднем примерно совпадающий в реальном выражении с уровнем 1989г. Уровень ВВП стран Центральной и Восточной Европы и государств Балтии (ЦВЕБ) в среднем на 50% превысил уровень 1989г. ЕБРР похвалил Беларусь и Турк-менистан, которые после долгого застоя начали делать первые шаги к рынку. Нас отметили за отмену «золотой акции» и за продажу нескольких крупных госпредприятий.

Со ссылками на аналитические исследования ЕБРР делает вывод, что «выгоду в плане обеспечения экономического роста получили именно те страны, которые провели ключевые реформы в целях построения основ рыночного хозяйства и углубления рыночных процессов: высвобождение цен, приватизацию и реформу финансового сектора. Задачей сегодняшнего дня является реализация зачастую более трудных и долгих реформ в интересах стабильного функционирования рыночных механизмов (антимонопольная политика, корпоративное управление, структурная перестройка на предприятиях)».

После периода бурного роста пост-советские страны Европы и Азии ждет резкое охлаждение. По мнению главного экономиста ЕБРР Эрика Берглофа, «способность этих стран держать удар на начальных стадиях кризиса служит свидетельством достигнутых ими блестящих результатов в процессе создания надежных макроэкономических основ и реформирования своих институтов ». Берглоф хвалит переходные страны за то, что те «прониклись идеями глобализации и распахнули двери перед западными компаниями и финансовыми организациями для привлечения инвестиций» . И тут же отмечает: именно открытость делает их беззащитными перед лицом кризиса.

Ухудшения следует ждать от удорожания кредита, замедления промпроизводства, сокращения экспорта и перекрытия традиционных каналов привлечения заемных ресурсов. Сложнее с привлечением ресурсов стало не только компаниям, но и правительствам.

Большую часть ответственности за кризис в странах региона ЕБРР перекладывает на США и развитые страны. Между тем транзитивные экономики проводили независимую монетарную и фискальную политику.

Главным фактором риска в 2009г. ЕБРР видит «переключение внимания политических деятелей с задач долгосрочного экономического развития на другие вопросы» . Банк опасается роста экономического популизма, торгового протекционизма и резкого сокращения притока иностранных инвестиций.

Таблица

КОГДА НЕЛЬЗЯ, НО ХОЧЕТСЯ

В 2004г. ЕБРР установил четкую прямую корреляцию между прогрессом в продвижении реформ и последующим экономическим ростом. В 2008г. ЕБРР решил еще раз подтвердить эту закономерность: «Количественные результаты оказались даже лучше результатов 2004г. …Если индекс ЕБРР (шкала баллов от 1 до 4,33) повышается, например, на 0,1 - с 3,0 до 3,1, это означает повышение темпов экономического роста более чем на 1 п.п. за каждый последующий год».

Для экономического роста важна и стартовая площадка страны в виде структуры производства, технологического и технического уровня оснащения, а также зависимость страны от нефти и внешнего спроса. Беларуси в этом плане повезло. Оставаясь аутсайдером в проведении реформ, она с лихвой компенсировала дефицит этого источника роста как беспрецедентным российским нефтегазовым грантом, так и чрезвычайно благоприятной конъюнктурой на товары традиционного экспорта.

ЕБРР утверждает, что «с течением времени, по мере эффективной стабилизации странами состояния своей экономики, уменьшается экономический эффект бюджетной дисциплины ». Банк утверждает: при стабильных ценах, устойчивом производстве и торговле правительство может спокойно увеличивать дефицит бюджета и размеры госрасходов. Но до поры до времени: в этом на своей шкуре убедились сначала чехи, а потом венгры, увеличившие расходы бюджета без тормозов.

СПРАВКА «БелГазеты». С 2002г. по 2006г. дефицит консолидированного бюджета Венгрии не опускался ниже 7,2% ВВП. Внешний долг заметно превысил Маастрихтский предел 60% ВВП. То, на что ЕБРР легкомысленно советует не обращать особого внимания, стало причиной мощного системного кризиса венгерской экономики. По сути дела, страна стала банкротом, хотя по всем индикаторам реформ она имеет «4» и только по «поддержке конкуренции» «3+».

Еще один вывод ЕБРР: для обеспечения долгосрочного устойчивого роста мало пройти реформы первой очереди (построение основ рыночной экономики). Нельзя останавливаться на реформах второй очереди (углубление рыночных процессов). Важно реализовать реформы третьей очереди - стабилизировать функционирование рыночных механизмов. Увы, трудно назвать страну, которая прошла бы все три этапа и находится на траектории устойчивого развития.

СПРАВКА «БелГазеты». В Чехии инфляция по итогам 2008г. прогнозируется на уровне 6,3%, в Эстонии -10,7%, в Латвии -15,8%, в Литве -11,1%. Четырнадцать аналитических центров и международных организаций, включая ЕБРР, выдали средний показатель прогнозов по инфляции на 2009г.: для Эстонии - 6,6%, Латвии - 8,8%, Литвы - 7,2%. Стабильно плохой показатель прогнозируется у России (10,9%), Беларуси (10,3%) и Украины (15,6%). Среди стран ЦВЕ и Балтии минимальный размер расходов консолидированного бюджета составляет 34,3% (Эстония), максимальный - у Венгрии (50,1%). Хронические проблемы с текущим счетом платежного баланса испытывают Эстония (дефицит 11,2% ВВП), Латвия (12,1%), Литва (13,9%).

В условиях финансового и структурного кризиса едва ли стоит ожидать сокращения госрасходов и ужесточения монетарной политики. Международные организации, США и ЕС в один голос призывают переходные страны активно пользоваться кредитной экспансией и бюджетным инвестированием.

Под воздействием глобальной социализации экономики и растущего госинтервенционализма даже ЕБРР сломался в одном из принципиальных вопросов. Банк констатирует, что на протяжении периода трансформаций правительства многих стран активно проводили промышленную политику, но «на практике ее результаты зачастую оказывались явно отрицательными» . Однако тут же ЕБРР нашел некоторые примеры, свидетельствующие: если нельзя, но очень хочется, то можно.

Это относится к льготным кредитам банкам и предприятиям, росту госзаказа, финансированию инноваций, стимулированию потребления и бюджетных трат на поддержку рабочих мест. Банк оправдывает интервенционализм распорядителей чужим, если он направлен на «создание базового потенциала, необходимого странам для диверсификации и повышения качества своей продукции» . При этом данные виды деятельности должны в максимальной мере регулироваться правилами рыночной конкуренции, и в них должен участвовать частный сектор. Это прямое санкционирование бюджетного «дерибана» и укрепления номенклатурных кланов. И эти люди учат Беларусь рынку и либеральным ценностям?!
Добавить комментарий
Проверочный код