Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№49 (670) 08 декабря 2008 г. Экономика

Либералы песчаных карьеров

08.12.2008
В Минэкономики созрели до кардинальной реформы

Ярослав РОМАНЧУК

Во исполнение п.4 поручения Совмина от 14 ноября N39/71пр в коридорах власти идет активный процесс согласования «Плана мероприятий на 2009г. по либерализации экономики», подготовленного и лоббируемого Минэкономики. По предложению министерства рассматривается еще один любопытный документ - «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, с указанием позиции Минэкономики о целесообразности принятия аналогичных мер». Тем самым правительство признает два важных факта. Во-первых, налицо кризис финансовой системы страны. Во-вторых, выйти из него можно только через либерализацию экономики.

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Список предложений по либерализации экономики Минэкономики начинает с идеи введения «уведомительного принципа госрегистрации субъектов хозяйствования, планирующих осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности ». Для этого предлагается внести изменения в декрет президента N11 от 16.03.1999г. Шаг в нужном направлении, но уж очень скромный. Устранение других недостатков процедуры регистрации, в т.ч. права не регистрировать и ликвидировать коммерческую организацию во внесудебном порядке, к сожалению, не предполагается. Нет ни слова о регистрации через Интернет, об отмене обязательной нормы формирования уставного фонда и многого другого.

Минэкономики созрело до отмены «лицензирования отдельных видов деятельности (составляющих их работ, услуг), в т.ч. розничной торговли и общественного питания». Чиновники предложили отменить лицензии на те виды деятельности, «которые непосредственно не связаны с риском нанесения ущерба интересам национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды и в отношении которых применяются (могут применяться) иные методы госрегулирования (сертификация, гигиеническая регламентация и регистрация и др.»).

Минэкономики предлагает перейти на оценку уровня безработицы по методологии Международной организации труда, сократить перечень объектов оценки соответствия, подлежащий обязательному подтверждению, повысить мотивацию труда «всех работающих путем снятия отдельных ограничений по отнесению сумм выплат стимулирующего характера на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) с включением их в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании по организации в целом» . Вполне прогрессивные меры.

Министерство планирует расширять объем услуг, оказываемых т.н. электронным правительством. Мы едва ли сможем получить доступ к стенограммам заседаний Совмина и администрации президента, проектам постановлений, но регулярное обновление сайтов госорганов всех уровней нам гарантируют. Можно будет даже через сайты посылать запросы и вроде бы как получать ответы. Правда, из сделанных предложений непонятно, каких аспектов деятельности будет касаться гласность.

ЦЕНЫ - НА ВОЛЮ!

Важные изменения планируется внести в антимонопольное законодательство, в т.ч. «определение принципов добросовестной и недобросовестной конкуренции, установление норм о запрете законодательных преимуществ или ограничений в конкуренции производителей государственной и частной формы собственности и др. ». Если Минэкономики добьется реального выравнивания условий хозяйствования предприятий всех форм собственности, ему можно будет даже простить постановления N183-184: в свете сделанных предложений сохранение этих документов бессмысленно. Одно из предложений звучит так: «Сокращение административного регулирования ценообразования и приведение его в соответствие с международной практикой (исключительно на ограниченный перечень социально значимых товаров и товаров предприятий-монополистов») . Осталось только пересмотреть определение понятия «монополист», а то у нас чуть ли не в каждом районе пекарня или молочный завод считаются таковыми.

В плане либерализации цен отметим также прогрессивные предложения по отмене «требований по обязательному составлению плановых и отчетных калькуляций при формировании цены, а также по регистрации цен (тарифов) на новые товары (работы, услуги)» , корректировке «тарифов и сокращению перекрестного субсидирования в энергетике, ЖКХ и транспорте»; «расширению сферы свободного ценообразования, сокращению масштабов административного регулирования цен, отмене ограничения на величину оптовых надбавок на импортные товары»; «определению сферы действия свободных и регулируемых цен, ограничению числа госорганов, полномочных административно регулировать цены».

Вняло Минэкономики и просьбам делового сообщества по поводу штрафов и наказаний. Предлагается «пересмотреть размеры штрафов за нарушения в области предпринимательской деятельности, бухучета и установить их соразмерно характеру допущенного административного правонарушения, размеру субъекта хозяйствования ».

Предлагается внести существенные изменения в порядок проведения проверок, определить по-новому порядок их назначения, координации и проведения всеми уполномоченными госорганами «с указанием четких критериев выбора объекта проверки и освобождением субъектов предпринимательской деятельности от всех видов проверок при отсутствии нарушений в их деятельности в течение последних трех лет» . Если пройдут предложения по изменению правил бух-учета и формированию финансовой отчетности в соответствии с МСФО, ошибок будет гораздо меньше. Соответственно, снизятся риски штрафов и наказаний.

НАЛЕГЛИ НА НАЛОГИ

В программе либерализации значится «отмена сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки» , упразднение «местных целевых сборов, уплачиваемых из прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения» , курортного сбора. Это очень робкие шаги по пути сокращения налоговой нагрузки, но они делаются в нужном направлении.

Понимают чиновники и важность упрощения налогового администрирования. Предлагается установить срок уплаты один раз в полугодие по единому налогу для производителей сельхозпродукции, налогу, уплачиваемому при упрощенной системе, а по налогу на прибыль предлагается отчитываться ежеквартально. В последнем случае Минэкономики рекомендует еще одно очень даже рыночное (по белорусским меркам) новшество: «отмену нормирования затрат при исчислении налога на прибыль» .

Понимая ущербность белорусской налоговой системы, Мин-экономики предлагает принять Особую часть налогового кодекса, в которой предусмотреть «минимальный перечень налогов и сборов» , четко определить объекты налогообложения, налоговые базы, ставки, а также льготы по налогам, «четкие и прозрачные процедуры по начислению, декларированию и перечислению налогов в бюджет» .

Радует растущее понимание чиновниками важности развития финансового рынка. Минэкономики предлагает освободить «от налогообложения эмиссионного дохода АО» , обеспечить «дальнейшее развитие системы страхования и создание благоприятных условий для привлечения в нее иностранных инвестиций путем снятия ограничений для участия частных страховых компаний, в т.ч. с участием иностранного капитала, в любых видах услуг по страхованию (в частности, в обязательных видах страхования)» . И в этом сегменте рынка монополия государства признана неэффективной и бесперспективной.

Предлагается важная мера по демонополизации рынка банковских услуг: «обеспечение равнодоступности к услугам банков различных категорий клиентов и свободы их выбора на основе отмены существующих ограничений по обслуживанию госпредприятий и организаций в банках, не контролируемых государством» .

ЛИБЕРАЛИЗМ КРЕПЧАЕТ

Созрели чиновники и до легализации полноценной частной собственности на землю. В 2009-10гг. предлагается реализация «первого этапа создания свободного рынка земли в части законодательного закрепления обязательности приватизации земель, выведенных из хозяйственного оборота (включая земли в городах и пустующие) свыше пяти лет, путем их выставления на открытые торги, а также свободной продажи и обращения земельных участков, находящихся в частной или кооперативной собственности, а также приобретенных при покупке объектов недвижимости» .

И еще одно очень либеральное решение: «Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства, арендующим помещения в течение трех и более лет, возможности их выкупа по остаточной стоимости» . Если оно будет реализовано, на рынке тут же появятся десятки тысяч частных объектов, вовлеченных в полноценный коммерческий оборот.

О глубине либерализма Мин-экономики должно свидетельствовать следующее предложение: «активизация институциональных преобразований в банковском секторе РБ на основе привлечения частных инвестиций в капитал ОАО «АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагро-промбанк», ОАО «БПС-банк», ОАО «Белинвестбанк» за счет продажи частным инвесторам акций, принадлежащих государству, и акций дополнительных выпусков с сохранением в собственности государства блокирующих пакетов ».

* * *

Подготовленный Минэкономики «План мероприятий на 2009г. по либерализации экономики» можно считать декларацией либеральной революции в Беларуси. Не факт, что все предложенное будет принято. Еще больше сомнений, что все принятое будет четко исполнено. Только системная либерализация позволит говорить о серьезном, однозначном повороте к рынку. Решить эту задачу под силу только одному человеку в государстве - белорусскому президенту.
Добавить комментарий
Проверочный код