Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№49 (670) 08 декабря 2008 г. Экономика

БТС в ребро

08.12.2008
Расклад недели

Сергей ЖБАНОВ

28 ноября Минэкономики Беларуси приняло постановление, повышающее тариф на транспортировку нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам почти на 53% (с $0,89 до $1,36 за прокачку 1 т на 100 км). А 1 декабря глава российского правительства Владимир Путин подписал распоряжение о проектировании и строительстве второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2).

Строительство БТС-2 будет финансироваться в основном за счет долгосрочных рублевых облигаций, выпускаемых компанией «Транснефть». Впрочем, не только. В инвестиционную программу «Транснефти» уже дополнительно включены RUR2 млрд., направляемые на проведение проектных работ по БТС-2. Следует обратить внимание на то, что, принимая данное решение, компания одновременно сократила финансирование строительства первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» на RUR14 млрд., а также проекта «Бургас-Александропулис», финансирование которого урезали в 3 раза.

Тем самым четко расставлены экономические, а возможно, и геополитические приоритеты. Пусть аналитики рассказывают истории об экономической неэффективности проекта БТС-2, но у российского премьера слова пока не расходятся с делом. Он последовательно проводит линию на сокращение транзита по нефтепроводу «Дружба» вкупе со снижением объемов поставок энергоносителей и перевалок товаров через порты стран Балтии. Путина давно раздражает «транзитный шантаж» со стороны постсоветских республик, и он готов реализовать любой трубопроводный проект, в перспективе избавляющий Россию от накладных расходов подобного рода.

СПРАВКА «БелГазеты». Идея строительства БТС-2 в обход территории Беларуси возникла в январе 2007г., после того как власти страны попытались обложить транзитной пошлиной прокачку российской нефти по трубам «Дружбы». В ответ Россия временно прекратила использование этого магистрального нефтепровода. Пуск БТС-2 запланирован на 2012г. Стоимость проекта оценивается в RUR120-130 млрд., что эквивалентно $4,3-4,6 млрд. Очевидно, что нефтепровод с проектной мощностью в 50 млн. т будет заполнен прежде всего за счет «Дружбы», а поставки нефти из Казахстана рассматриваются в данном случае как дополнительный источник сырья. Таким образом, транзитный поток российской нефти, текущий по территории Беларуси, может сократиться с 80-90 млн. т сырья до 30 млн. т, включающих 22 млн. т нефти, требующихся экономике республики.

Удар по доходам Беларуси от транзита после запуска БТС-2 будет нанесен мощнейший. И вариантов белорусского ответа на брошенный Путиным вызов немного, а эффективных, откровенно говоря, вообще нет. Только свежее предложение из Беларуси о продаже национальной трубопроводной транзитной сети может нейтрализовать экономические последствия ввода в эксплуатацию БТС-2. Причем его условия должны быть настолько соблазнительными, чтобы российское правительство ни в коем случае не смогло бы от него отказаться.

Однако план акционирования и приватизации госсобственности на 2008-10гг., в который вошли нефтепровод «Гомельтранснефть Дружба» и Новополоцкое РУП по транспорту нефти «Дружба», на Москву большого впечатления не произвел, поскольку условия предложены стандартные, а инвестиции в ремонт проржавевшей «Дружбы» потребуются крупные, что в свое время и признал посол России в Беларуси Александр Суриков. К тому же никакой специальной оферты в адрес «Транснефти» из Беларуси не поступало.

Упустили момент. Вот и получили в итоге БТС-2 со всеми вытекающими последствиями. После начала строительства альтернативного трубопровода Россия вообще может утратить интерес к теме акционирования «Дружбы». Реакция на подобные предложения будет очень вялая. Вроде той, какую Москва уже демонстрирует, когда заходит речь о строительстве второй нитки газопровода «Ямал-Европа». Зачем он нужен, пока не реализован начатый проект Nord Stream ?

Между тем Беларуси придется принять еще одно важное решение в связи с началом реализации проекта БТС-2. До сих пор, не желая дразнить Россию, мы отказывались от роли страны-транзитера в польско-украинском проекте строительства нефтепровода по маршруту Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. Теперь, казалось бы, можно было и согласиться в расчете на сохранение хоть каких-то перспектив по транзиту нефти. Но беда в том, что если России удастся наполнить БТС-2 и казахской нефтью, то тему альтернативного европейского нефтепровода через территорию Польши и Украины можно считать отложенной в долгий ящик. По крайней мере до окончательной победы над мировым экономическим кризисом, ослабившим не только западные кредитные потоки в страны Восточной Европы, но и интерес к нефти. Теперь Украине, странам Балтии (не исключено, что и Беларуси) придется выработать принципиально новую стратегическую концепцию национального развития, основанную на чем угодно, только не на эксплуатации транзита российских энергоносителей и минерального сырья.
Добавить комментарий
Проверочный код