Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№49 (670) 08 декабря 2008 г. Автостоп

«Падение продаж уже началось»

08.12.2008
 

Елена АНКУДО

Оценивая нынешнее положение отечественного авторынка, менеджеры автосалонов традиционно оптимистичны. Поэтому проанализировать интерес к новым автомобилям в условиях кризиса «Автостоп» попросил человека, не имеющего отношения к их продажам.

Взгляд на сложившуюся ситуацию корреспонденту «БелГазеты» высказал директор рекламного агентства ООО «Ремарк» (организатор «Моторшоу») Дмитрий ЯРОТА.

- У белорусских автоимпортеров продажи идут полным ходом, в то время как в Европе они упали в среднем на 4,4%. В чем разница между Беларусью и европейскими странами?

- Ситуация уже изменилась: продажи растут лишь в некоторых автосалонах. Причина - в курсе евро. У белорусских дилеров, формировавших цену в евро, автомобили резко подешевели. Это позволило тем, кто планировал покупку, осуществить задуманное. Но период взлета оказался краткосрочным: падение продаж уже началось.

- Как в таком случае объяснить лидерство брендов VW, Toyota, Mazda, цена которых привязана к доллару?

- По моим данным, популярность Toyota и Mazda кроется в ценообразовании: цена практически полностью укомплектованных автомобилей среднего класса невелика. В связи с ростом курса японской йены возникает лишь вопрос о будущем лидерстве Toyota - бренд поднимается в цене. Mazda же - один из немногих брендов, на которые в Беларуси существуют очереди.

Популярность VW объясняется агрессивным поведением импортера на рынке - в том или ином виде он постоянно воздействует на потенциальных покупателей, чего нельзя сказать о других. Импортер и дилер работают самостоятельно, постоянно проходят акции. По соотношению продаж к другим брендам «Атлант-М» приближается к европейским автосалонам VW .

- Схожи ли вкусы белорусских и европейских покупателей автомобилей?

- Нет. Из окна микроавтобуса, проехавшего по европейским городам, я считал автомарки на соседних полосах. Европейцы покупают автомобили своего, а не импортного производителя. Если это Германия, по дорогам едут немецкие автомобили, если Франция - французские. Засилья VW Touareg , как в Минске, там вы не увидите: акции «Атлант-М» в европейских городах не проходят. Если говорить о марках, дорогие машины чаще встречаются в Минске, чем у себя на родине. Я не говорю об отдельных европейских городах или о туристических зонах, но большинство автомобилей в Европе среднего класса.

- В Беларуси по-прежнему находятся покупатели на дорогие автомобили, хотя на Западе в кризис принято экономить…

- Наши состоятельные сограждане пока не почувствовали кризиса, хотя в Европе уже вовсю экономят. Много автомобилей приобретают юрлица, готовые тратить безнал в конце года. Но я бы не говорил, что продажи идут вовсю: никто не знает, что будет завтра.

- Вы согласны с импортерами, уверяющими, что автомобиль - хорошее вложение денег в условиях кризиса?

- Удивляюсь, что это мнение кто-то еще разделяет. Все знакомы с простой арифметикой: в первый год эксплуатации машина теряет 20% стоимости, во второй - 30%. Добавьте пробег, расходы на содержание - и машина уже не покажется надежным вложением денег. Хотя, если бояться того, что деньги обесценятся, то приобретение автомобиля не самый плохой вариант.

Вообще же, я никогда не рассматривал автомобиль как объект вложения денег на будущее. Прежде всего это покупка для себя любимого.

- Будет ли снижаться покупательская активность в автосалонах, и если да, то насколько?

- Динамика продаж снижается, другой вопрос, на каком уровне она остановится. Точка подъема пройдена, таких продаж, как в прошлом году, уже нет. Если вернется банковская поддержка, начнется рост. Пока вижу пессимизм импортеров по отношению к автовыставке «Моторшоу», за-планированной на май 2009г. Возможно, многие уменьшат заказанные ранее огромные (для Беларуси) выставочные площади, и если еще недавно речь шла о проведении автосалона на двух площадках, то сегодня не исключаю: «Моторшоу» вместит всех участников на территории Футбольного манежа, как в прошлом году. Продажи новых машин начали останавливаться недавно, топ-менеджерам автосалонов трудно сказать, что будет в ближайшем будущем. В Беларуси начался процесс, уже захвативший Европу.

- Согласны ли вы с топ-менеджерами автосалонов, которые не исключают остановки продаж, а то и закрытия ряда дилеров?

- Это же кризис: кто-то закрывается, кто-то покупает неудачных игроков. С т.з. потребителей ничего страшного не произойдет. За несколько лет сменилось три импортера BMW , но марка присутствовала в стране постоянно.

- Ряд импортеров объявил скидки на автомобили - до $2,5 тыс. Что лучше - подождать следующего года, когда цены снова упадут, или поверить импортерам: дешевле уже не будет?

- Поскольку из-за конкуренции автосалон не имеет возможности делать слишком большую наценку, скидки действительно значительные. Если ожидать следующего снижения, можно всю жизнь ездить на трамвае. Уже давно машинами пользуются не только состоятельные люди.

- Как будет выглядеть список лидеров продаж в следующем году?

- Если евро не начнет рост, спрос поднимется на автомобили, стоимость которых формировалась в евро, к примеру Skoda . Дальнейшее будет зависеть от гибкости бизнеса. Задача, которую ныне ставят перед собой импортеры, - сохранить свою долю рынка. Трудно с уверенностью сказать, кому будет проще сделать это: более мелким дилерам или крупным. Спрос на машины определит и кредитный порог банков. Если человеку, желающему автомобиль за $40 тыс., дадут всего $20 тыс., свою машину он не купит, а дешевую - не захочет.

СПРАВКА «БелГазеты». Дмитрий Ярота родился в 1966г. в Вилейке. После окончания факультета прикладной математики БГУ с 1990г. работал в отделе рекламы газеты «Белорусский рынок». В 1993г. учредил и возглавил рекламное агентство «Ремарк», оказывающее рекламное сопровождение всем автомобильным выставкам в Беларуси. С 2002г. - организатор «Моторшоу» и выставки внедорожников Off-road . Член автомобильной ассоциации «БАА».

РЕГИСТРАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ В ЕВРОПЕ

(Число новых автомобилей, зарегистрированных в сентябре 2008г. и изменения в сравнении с сентябрем 2007г., % )


Добавить комментарий
Проверочный код