Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№47 (668) 24 ноября 2008 г. Тема недели

Садо-градо-строение

24.11.2008
Союз деревни с соцстандартом

Виктор МАРТИНОВИЧ

Новые меры, предусматривающие сдачу агрогородков в эксплуатацию с полной внутренней отделкой, нацелены на то, чтобы заселить наконец эти типовые домики, появившиеся рядом с деревнями по всей Беларуси. Причем заселить желательно молодыми специалистами, прибывшими поднимать село.

За годы, прошедшие после появления программы развития села, агрогородок превратился в полноценный феномен. О нем даже есть статья в Wikipedia, причем написанная, судя по всему, россиянами, т.к. родина агрогородков, Беларусь, названа в ней Белоруссией. Об особенностях архитектуры агрогородков пишут статьи в «Архитектуру и строительство» и почти наверняка защищают диссертации. Агрогородок предлагается считать высшей формой развития пластической организации пространства белорусской деревни после предыдущих, несовершенных этапов - таких, как поселение при панском имении («маёнтке»), советская деревня 60-70-х и т.д.

Даже само понятие «агрогородок» вводит в язык некую новую смысловую область. Это не город, но и не деревня, а некое поселение городского типа, заселенное аграрниками, традиционно привыкшими жить на земле, в домах, которые строили себе сами.

Агрогородок - ответный поклон города сельчанам. 60-70-е гг., которые принято считать временем расцвета белорусской советской деревни, привнесли в сознание крестьянина ощущение неоплатного долга перед ним, хлеборобом, кормящим горожан картошкой и яблоками. И вот город отплатил. Он пришел к крестьянину и сказал: отныне ты будешь жить так, как решат с 9.00 до 17.00, с перерывом на обед, люди в городских проектных институтах. И понеслось!

«Агрогородок» вторгся в деревню без всякой скидки на многовековой быт, так, как если бы она была немытым, забитым придатком к городу, а не сложным социальным организмом. Собственно, у крестьян никто и не спрашивал: нужно им жить так или не нужно. Спрашивали у соцстандарта. Это такая штука, которая должна окончательно сравнять жизнь в деревне и городе путем газификации, центрального водоснабжения и повышения культуры быта.

Не важно, что деревенский дом без печи, расположенной определенным образом, - то же самое, что городская квартира без телевизора. Печь - тотем белорусов, связывающий их с ушедшими поколениями. Ритуалы, связанные с печью, в деревне неисчислимы (см. например, «женитьбу печи»). Неважно, что строительство дома в деревне начинается с ограждения территории - забор, плетень, пусть даже чисто символический - замыкает, ограничивает космос данной конкретной семьи. В некоторых агрогородках забора либо вообще нет (ведь дома-то не частные, строились государством за бюджетные деньги, какая уж тут приватная территория), либо он есть один на все поселение. Неважно, что деревня - это не только и не столько дом, но и куча сателлитных построек, от хлева и «стопки» (в юго-восточной Беларуси - аналог погреба для хранения заготовленных запасов) до курятника, который в некоторых местностях принципиально должен стоять отдельно от хлева, не имея с ним даже общих стен. Учитывается это в агрогородке? Да откуда ж об этом могут знать в городе, в проектном институте?! Как соцстандарт может учесть все это разнообразие белорусских поселений?!

Слова «деревня» и «стандарт» несовместимы. В каждой деревне свой стандарт. Кроме того, каждый крестьянин устанавливает собственный стандарт в пределах собственного бытового космоса. А тут по всей области, рядом с деревнями, в местах, где традиционно не было никаких хат и часто быть не могло по ритуальным или сельскохозяйственным причинам, появляются одинаковые, крашенные в один цвет домики. И деревне, свободной деревне, которая привыкла к тому, что она кормит город, деревне, где каждый водящий трактор Петрович - ковбой, предлагают их заселять. И стоят они полупустые, и живут в них часто переселенцы, а никакие не молодые специалисты.

Если бы любому хозяину из белорусской деревни дали те Br30 млн., которые, как говорилось, уходят на строительство агрогородков, он построил бы такую избу (это за $15 тыс.!), которая стояла веками. В ней не было бы центрального водоснабжения, изба, как это всегда было в Беларуси, компоновалась бы вокруг печи, она была бы непохожа на хаты соседей, но была бы сделана для людей. Тех необычных, нестандартных крестьян, которые последние две сотни лет встают в полпятого, чтобы городу было из чего печь хлеб.

Они, живущие в хатах без удобств и центрального отопления, - крестьяне. Мы, проектирующие для них одинаковые светло-розовые домики-коробки в своих одинаковых институтах, - горожане. Но те, кто живет в этих «садо-городках», не деревенские и не городские. Они - некая новая социальная страта, агрогородские, живущие вне мифологии и города, и деревни. Возможно, через 100 лет, если агрогородки приживутся, у них возникнут свои ритуалы и свои верования, ведь без этого очень трудно вставать каждый день в полпятого утра, чтобы городу было из чего печь хлеб. Но пока их жизнь и их быт - tabula rasa, они - как первые поселенцы на Луне. У них нет корней в населенном пункте, рядом с которым расположился агрогородок, чаще всего они приезжие специалисты, обеспеченные этим жильем. И по плану таких агрогородков будет не менее 1,5 - 50 тыс. домохозяйств-пионеров, отправленных осваивать задворки деревень, места свалок, пашен и древних кладбищ.

Впрочем, а не агрогородские ли мы сами, жители любого белорусского города? Социальный стандарт давно пришел и сюда (типовое проектирование очень давно уничтожило старый, самобытный Минск). Наши тротуары, как и в агрогородке, застланы одинаковой фигурной плиткой, в наших домах - такая же система центрального отопления, мы так же газифицированы, мы тоже живем по соцстандарту. Мы точно так же не соотнесены со своей историей, нещадно стирающейся с лица любого белорусского города, мы не чтим традиций (какие уж там традиции после всех этих «реконструкций»), мы тоже в некотором роде пионеры, осваивающие места, которые когда-то были городами, крупными культурными центрами давно забытых королевств и княжеств.

В этом смысле вся Беларусь сегодня - агрогородок. Благоустроенный, газифицированный и активно озеленяемый.
Добавить комментарий
Проверочный код