Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№47 (668) 24 ноября 2008 г. Sexus

Апокалипсис сегодня

24.11.2008
Культурный код

Андрей КУРЕЙЧИК

«В России кино закончилось!» - сокрушенно объявил Гоша Куценко на открытии фестиваля «2Morrow», совпавшего по времени с началом мирового финансового кризиса. Кинематограф как самое дорогостоящее и масштабное из искусств первым ощутил удар буйствующей экономического стихии.

Шок - так можно охарактеризовать состояние российских продюсеров. В течение двух месяцев одна из самых преуспевающих и растущих отраслей бизнеса, процветание которой казалось вечным, а ресурсы неисчерпаемыми, скукожилась, как выжатый лимон. По оценкам игроков, заморожен каждый второй кинопроект.

Лидер телепроизводства - компания «Амедиа» - остановил более сорока проектов. Гигантский кинохолдинг «Централпартнершип» закрыл разом четырнадцать крупнобюджетных фильмов. Гоша Куценко 25 дней снимался в фильме, который неожиданно «схлопнулся», так что актер не получил ни копейки (а гонорар Куценко составляет минимум $5 тыс. в день).

Как и сотни осветителей, гримеров, художников, ассистентов, разом потерявшие работу. «Потанин денег на кино больше не дает», - с ужасом шепчутся по кулуарам продюсеры.

«Эрнст заморозил фильм, на который уже было потрачено $2 млн.», - сплетничают кинобоссы, словно одесские торговки на Привозе. «Ну если уж сам Эрнст…» - люди разводят руками и обреченно качают головой… Мол, если сам Господь Бог российского кинематографа склонился перед неизбежным, что уж нам, «простым смертным»…

Впрочем, как всегда есть и такие, кто довольно потирает руки, наблюдая за всеобщей паникой. «Сегодняшний Голливуд - это порождение Великой депрессии, - авторитетно утверждает один из крупнейших продюсеров. - Чем хуже ситуация в экономике, чем несчастнее люди, тем с большей охотой они бегут в кинотеатры, чтобы там посмотреть на красивую жизнь». Продюсер цинично улыбается, поправляя на руке «Брегет». «Тот, кто удачно выйдет на рынок во время кризиса, снимет все сливки, - предвкушает он. - Во-первых, множество конкурентов разорится. Во-вторых, производство станет значительно дешевле, ведь зарплаты у людей уже упали на 30-40%, и это не предел. А билеты в кинотеатрах будут продаваться за те же деньги. Представляешь, насколько увеличится наша прибыль?» Весь вопрос только в том, как не попасть в число «разорившихся конкурентов».

Лично мне во всем этом видится невиданный шанс для «Беларусьфильма». Ура, российские кинокомпании сели в лужу, а наша страна все еще кажется тихой гаванью посреди экономического шторма. В отличие от российских производителей отечественный киномонстр не зависит ни от бизнеса (частных денег в нашем кинематографе нет), ни от зрителя (который не ходит на белорусские фильмы), а госресурсы позволяют ему делать фильмы тогда, когда российские и украинские компании остановят свой конвейер. Отличный момент для завоевания широких международных рынков. Можно брать российских прокатчиков голыми руками…

Плохая новость в том, что кризис делает зрителя более требовательным к качеству фильмов, ведь при падающих доходах кино становится все более дорогим удовольствием и человек тщательнее выбирает, на что пойти. Пока непонятно, как «Беларусьфильм» сможет за короткий срок кардинально улучшить качество своей продукции. Ни интеллектуально, ни технологически «Беларусьфильм» не напоминает студию XXI в. Люди, уныло бродящие по его темным, совковым коридорам, даже не представляют, какой подарок им подкинула судьба. Миллионы долларов, слава, известность, доминирование на самом быстрорастущем рынке как никогда близки к нашим границам. Но проблема этих людей в том, что они даже не смеют мечтать об этом… Их интересует только малюсенькая, но стабильная зарплата и редкая похвала главного кинозрителя страны…

Скорее всего, спокойно пережидая кризис в безопасности нашего болотца, национальный кинематограф навсегда упустит тот единственный исторический шанс выйти в высшую лигу, который ему даровали обесценившиеся американские ипотечные деривативы и рухнувший «Леман Бразерс»…
Добавить комментарий
Проверочный код