Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№47 (668) 24 ноября 2008 г. Личный вкус

ПРОявления

24.11.2008
 

Лора КАЗУС

* Позитив нетрадиционной ориентации * Хэппенинг * Монстрация

Пока особо впечатлительный электорат охает от новостей о плавной девальвации рубля и живет в мучительном ожидании сокращений, хитрый студент экономического факультета покупает ощутимо подешевевшую американскую машину и закатывает пир во время чумы в стиле «не смотри на жизнь мрачнее, чем она на тебя». У него собственная антикризисная программа, и первые пункты в ней - нетрадиционный позитив.

ХЭППЕНИНГ

Случилось странное


На сцену вышел пианист. 4 минуты 33 секунды он молча сидел за роялем, а потом просто встал и красиво ушел. Так в 1954г. прошла американская премьера музыкального произведения Джона Кейджа «4”33». И родился хэппенинг. Обыватель, конечно, скандалил, обвинял автора в издевательстве над культурной публикой, снисходительно замечал: «Так и я могу». Шокированные же критики восхищенно констатировали, что музыка все-таки была - в тишине ожидания начала игры, покашливании и шепоте слушателей, скрипе стульев, шорохах опоздавших и т.д.

Людям творческим идея хэппенинга понравилась, и умышленными вызывающими выходками быстро заразились все виды искусства. На сценах театров трубачи выдували из труб резиновые рукавицы, пианист перекрашивал черный рояль в белый, а родители купали ребенка, и зрелище продолжалось до тех пор, пока вода в ванне не остывала и ребенку по-настоящему не надоедало топить резиновых уток.

Таким образом идентифицировались жизненные ситуации и игра и достигалось необходимое утопическое, случайное соучастие зрелища и зрителя. Чем сложнее коллаж (наиболее популярный технический термин хэппенинга - нагромождение вещей, участников, эпизодов) и деколлаж (разрушение и уничтожение аксессуаров, скандал и нарушение моральных и эстетических норм), тем эффективнее шок у нормального зрителя.

Но извлекать реальную прибыль из искусства ради искусства научились только рекламщики. Чтобы запомниться потенциальным клиентам, фирмы стали устраивать упрощенные, понятные народу представления с элементами импровизации, настроенные на вовлечение публики в процесс. В итоге все от хэппенинга - happy: на выставке люди радостно фотографируются с гигантской сосиской и дегустируют чудеса какой-нибудь экспериментальной колбасной линии, а организаторы достигают своих коммерческих целей.

МОНСТРАЦИЯ

На лицо ужасная, добрая внутри


Монстры ни при чем. Это все новосибирские художники. Решили они однажды потребовать необъяснимого и самовыразиться. И в 2004г. вышли на обычную первомайскую демонстрацию с жестяными банками, свистульками и транспарантами: «Как-нибудь так!», «Таня, не плачь!», «Реальность - удел богов!», «Где я?», «А-а-а-а-ах!», «Ы-ы-ыть!», «Маю - май!», «Я сломался!», «Make love, not work!» и «Тяни одеяло, дели пироги!».

Так пережиток советского прошлого потерял две первые буквы и стал провокацией без политических целей и полноценной частью культуры. Вместо красных гвоздик - разноцветные зонтики, вместо недовольства правительством - улыбки.

Реакция органов правопорядка на хороводы посреди центральной площади и плакаты «Новосибирск - столица Космоса!» или «Искусство требует жрать!» обычно предсказуемая и ни разу не творческая. Но это не мешает вполне известным людям каждый год подогревать сибирский город.

Монстрация - традиция локальная: идея пройтись по проспекту, громко скандируя: «Водоросли разумны!», - больше нигде не прижилась. Хотя попытки зажечь толпу в несколько других формах были.

Зачем? Затем, что движение - это жизнь. Для разнообразия. Чтобы получить положительные эмоции. Ну и от всяких кризисов отвлечься.
Добавить комментарий
Проверочный код