Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№47 (668) 24 ноября 2008 г. Личный вкус

Умные книги

24.11.2008
 

Александр ГРИЦАНОВ

* Р. САФРАНСКИ. «Шиллер, или Открытие немецкого идеализма» * Т. Г. РУМЯНЦЕВА «Немецкая трансцендентально-критическая философия (середина XVIII - первая треть XIX вв.). Курс лекций»

Р. САФРАНСКИ. «ШИЛЛЕР, ИЛИ ОТКРЫТИЕ НЕМЕЦКОГО ИДЕАЛИЗМА». - М.: «Текст», 2007

Исследование известного на Западе историка философии, работы которого переведены на более чем двадцать языков (на русском были опубликованы книги о Хайдеггере и Гофмане), продолжает вводить читательскую аудиторию в атмосферу культурной жизни Германии эпохи становления великой немецкой философии. И в этом ряду Фридрих Шиллер вполне заслуженно рассматривается как предтеча и вдохновитель того интеллектуального направления, которое впоследствии было представлено великими именами Канта и Гегеля, Шеллинга и Фихте.

Существенно выделяется издание еще одним качеством - высокой квалификацией переводчика Александра Гугнина, ныне успешно работающего в белорусском Полоцке. После известных идеологических скандалов, связанных с переводом в марксовом «Манифесте Коммунистической партии» оборота «снятие частной собственности» выражением «уничтожение частной собственности» (что вылилось в тотальное истребление не столько самой этой злосчастной собственности, сколько миллионов ее хозяев), достойный уровень русскоязычных версий немецких книг вроде не должен никого удивлять. Но эта работа смогла передать не только аромат эпохи, но и всю метафизическую глубину, исконно разграничивающую собственно германскую культуру от других европейских культур.

Интересны сюжеты, связанные со взаимными отношениями Шиллера и Гёте - мыслителей, которые, с одной стороны, определили облик Германии на два последующих века, с другой - сумели настолько глубоко предвосхитить путь немецкого «сумрачного гения», что, даже дважды подвергшись тотальному разгрому в ХХ столетии, он остался высочайшим камертоном подлинно человеческой культуры. Наверное, ни у одного народа, исповедующего учение Иисуса, подлинно христианский тезис о том, что человеческая жизнь конкретно и актуально вечна, не нашел столь глубокого отражения, как в традиционной для классически образованных немцев мифологии смерти.

Шиллер ушел из земной жизни как подлинный интеллектуал: в 1805г., исследовав после вскрытия легкие, сердце, селезенку и почки умершего, придворный врач герцога Веймарского вопрошал: «Каким образом этот бедный человек смог прожить так долго?» Идеализм по Шиллеру заключался в том, что с помощью силы восторга человек живет дольше, чем позволяет его тело.

Т. Г. РУМЯНЦЕВА «НЕМЕЦКАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (СЕРЕДИНА XVIII - ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX ВВ.). КУРС ЛЕКЦИЙ». - Мн.: БГУ, 2008

Несмотря на довольно тяжелое для произношения название книги, ее можно охарактеризовать как последнее предупреждение современной культуре Запада. Нельзя сказать, что подобный жанр философских «романов-предупреждений» абсолютно нов для современного Старого Света, но обогащение подобного корпуса текстов исследованием, исполненным в местном оазисе идейного спокойствия и зачастую клинической безмятежности, не может не впечатлить.

Демонстрируя эрудированность и, что более важно, скрупулезную изысканность полемической аргументации, автор доказывает, что именно в рамках осмысливаемой им философской школы были сформулированы важнейшие, основополагающие ценности европейской культуры. Вера в разум и в обоснованность его воистину космических притязаний, приверженность идеалам личностной свободы и общечеловеческого гуманизма являют собой фундамент современной цивилизации. И отказ от них, ставший особенно остро модным в культуре постмодерна, будет означать смену самого типа человека, обустраивающего сегодня нашу землю.

Очень точной и своевременной в современных условиях выглядит также мысль (прописанная в тексте на уровне контекста) о том, что вовсе не радикал Ницше, а респектабельный гений Гегель впервые зафиксировал следующую особенность рода человеческого: люди изначально подразделяются на тех, для кого свобода важнее жизни, и тех, кто свободе выбора с готовностью предпочтет жизнь (даже скотоподобную).

Главные тезисы книги, ее тревожный пафос, как неоднократно выяснялось, вполне разделяют и иностранные коллеги автора. Не только западные, но и восточные европейцы уже ощущают скатывание Европы в тотальный духовный коллапс.
Добавить комментарий
Проверочный код