Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№47 (668) 24 ноября 2008 г. Экономика

«Ведь чем плох кризис?»

24.11.2008
Главный надзорщик Нацбанка успокаивает вкладчиков и призывает предприятия перестраиваться

Ольга МИКША

В последнее время Нацбанк предпринял ряд мер, направленных на минимизацию последствий финансового кризиса. О том, какой видится ситуация на финансовом рынке страны в настоящее время и в перспективе, корреспонденту «БелГазеты» рассказал член совета директоров Нацбанка, начальник Главного управления банковского надзора Сергей ДУБКОВ.

О ЛИКВИДНОСТИ

- Какова ныне ситуация с ликвидностью банков?

- Для решения вопросов, которые возникают по ликвидности в национальной валюте, есть стандартные инструменты, и они сейчас используются. В частности, банки могут обратиться к Нацбанку за экстренным финансированием без предоставления ими залога. Причем право на обращение за поддержкой ликвидности в рамках экстренного финансирования предоставлено всем банкам независимо от размера капитала, перечня акционеров - большим и малым, частным и государственным. И ряд банков это сделал. Хотя ставки по инструментам довольно высокие - порядка 20% годовых, а с учетом маржи - до 23%, но они сопоставимы с текущим уровнем процентных ставок на рынке однодневных межбанковских кредитов.

С регулированием валютной ликвидности сложнее - с учетом того, что эти вопросы напрямую завязаны на поступлениях валютной выручки от экспорта товаров и услуг. Ныне поступление валютной выручки заметно изменило свои обычные характеристики.

Для поддержания валютной ликвидности Нацбанк и правительство проводят переговоры о привлечении ресурсов из России - первая транша кредита в размере $1 млрд. уже поступила. Ведутся переговоры с МВФ, с нашими партнерами из центральных банков других стран и крупными иностранными банками. Большую работу со своими партнерами проводят банки и субъекты хозяйствования для пролонгации ранее полученных средств и получения товарных кредитов. Эти средства пойдут на увеличение золотовалютных резервов, создание и сохранение «подушки безопасности».

Ведь чем плох кризис? Не только обесцениванием активов в связи с падением рыночной стоимости ценных бумаг, объектов недвижимости и пр., но и тем, что невозможно осуществить среднесрочное прогнозирование состояния ликвидности. Краткосрочное, в разрезе одного дня, можно сделать. Долгосрочное тоже возможно, потому что можно вычислить экономические тренды, сделать несколько прогнозов. А вот что будет в среднесрочной перспективе, на протяжении квартала, полугодия, сказать трудно: слишком много неизвестных факторов. Поэтому ключевым является доверие международных финансовых институтов к политике, проводимой Нацбанком. И мы надеемся, что совокупные действия по поддержанию рублевой и валютной ликвидности удовлетворят конкретные потребности экономики.

- А насколько «толстой» должна стать «подушка безопасности» для минимизации кризисных рисков?

- Есть неформализованный стандарт: объем золотовалютных резервов (ЗВР) должен составлять как минимум трехмесячный объем импорта. У нас по состоянию на 1 ноября ЗВР составляют $4,8 млрд., что соответствует полутора месяцам. Исходя из существующих цифр, можно вычислить, насколько нужно нарастить ЗВР. В наших планах - $10 млрд. в 2010г.

ДЕНЬГИ НАСЕЛЕНИЯ

- Cейчас население решает, как поступить со своими сбережениями: нести в банк, или покупать валюту, или использовать другие инструменты…

- Уровень защиты вкладов населения в Беларуси всегда был выше, чем у наших соседей, - даже в ущерб рыночным отношениям. Депозиты населения у нас всегда возвращались, независимо от того, какие это были банки. Государство всегда брало на себя все риски. Плохо это или хорошо - к этому можно относиться по-разному.

Вопрос в финансовой грамотности населения и порождении иждивенческих настроений. У нас есть вкладчики, с которыми мы сначала познакомились в банке «Поиск», потом они же пришли требовать свои вклады после банкротства банка «БелБалтия», а потом они перешли в «Джем-банк», который также в настоящее время ликвидируется. Они не оценивали риски, они видели только процентные ставки и бежали в банки. А чуть что - можно пожаловаться в Нацбанк.

- Но ведь Нацбанк сам создает такие условия, банки повышали ставки по депозитам и стимулировали население размещать вклады…

- Это вопрос социальной ответственности. А ответственность такая высокая потому, что, когда Сбербанк Советского Союза прекратил существование и обесценились вклады, это был серьезный удар по платежеспособности населения, это была трагедия, и вопрос возврата вкладов населения из Сбербанка СССР до сих пор дискутируется. Это актуально не только для нашей страны, но и для всего постсоветского пространства.

Обратите внимание: когда премьер-министр Украины Юлия Тимошенко вела свою предвыборную кампанию, одним из обещаний было вернуть вклады. Министр финансов России Алексей Кудрин недавно заявил, что возврат вкладов советских времен будет продолжаться. Такие мероприятия в течение прошлого года проводили Казахстан и Литва. Заметьте, это страны с различными политическими и экономическими моделями развития. Поэтому, чтобы не порождать неправильных тенденций, органы госуправления взяли на себя такую патронажную функцию.

- Но ведь банкам реально нужны деньги населения для пополнения ресурсной базы?

- Деньги населения - это социально значимые ресурсы. Несмотря на то, что в ресурсной базе банков они составляют около 23-24%, операционные расходы по их обслуживанию более высокие, чем заимствования на внешних рынках. Например, если взять синдицированный кредит на $100-200 млн. на зарубежном рынке или собрать на эту же сумму вкладов физлиц, расходы будут совершенно разными.

Кроме того, деньги населения - более дорогие и в сравнении с другими внутренними источниками привлечения средств. Рынок депозитов юрлиц - дешевле, рынок межбанковского кредитования - тоже дешевле. Это если не брать в расчет ставки последнего месяца.

Кроме того, в соответствии с законодательством у населения есть право досрочного снятия вклада в течение пяти дней. Поэтому я бы не сказал, что депозиты населения являются для банков самым лакомым куском. Вместе с тем возможность накопления населением средств в виде банковских депозитов - один из важнейших факторов социальной стабильности, а обеспечение сохранности этих вкладов является важнейшей задачей государства.

ГАРАНТИИ ВОЗВРАТА

- Кстати, как Нацбанк рассчитывает исполнить гарантию полного возмещения вкладов, ведь ресурс агентства по возмещению вкладов в разы меньше совокупного объема депозитов населения?

- В любом банке объем средств, которые он привлекает, больше его капитала. И если все его кредиторы в одночасье потребуют вернуть свои средства, естественно, банк разорится. Задача банка как раз в том, чтобы правильно выстроить стратегию по привлечению пассивов и размещению в активы.

Аналогичная ситуация с Агент-ством по возмещению вкладов. Не нужно держать на счетах сумму, стопроцентно эквивалентную вкладам населения. Мировая практика показывает, что оптимальный объем - 5% от всех вкладов населения либо способность обеспечить полный возврат вкладов населения в двух средних банках. Эта сумма является адекватной и позволяет осуществлять необходимые мероприятия, если в них возникает необходимость.

Сейчас в агентстве Br75 млрд., до конца года планируется добавить по Br100 млрд. со стороны правительства и Нацбанка, в 2011г. уставный фонд агентства составит Br700 млрд. Этого будет достаточно.

- Но ведь в условиях кризиса настроения вкладчиков могут измениться, и Нацбанк не может исключать ситуации, при которой если не все, то половина вкладчиков может потребовать свои деньги обратно.

- Мы проводим моделирование различных ситуаций поведения населения, в т.ч. с использованием инструментария стресс-тестирования для оценки чувствительности банковского сектора к маловероятным, но возможным вариантам развития событий. В минимизации возможностей развития событий по этим сценариям важными факторами являются профессионализм органов госуправления, наличие консенсуса в обществе и финансовые возможности государства. Анализ различных вариантов ситуации, а также оценка возможностей принятия различных нейтрализующих мер показывают, что возможные колебания объемов вкладов не будут носить критического характера с точки зрения провоцирования полномасштабного банковского кризиса.

ПЛАТЕЖИ ПО КРЕДИТАМ

- Ожидает ли Нацбанк увеличения доли проблемных кредитов, проблем с погашением валютных кредитов?

- Мы просчитывали и этот сценарий. Если говорить о валютных кредитах для физлиц, то здесь предусматривается возможность погашения в национальной валюте по согласованному курсу. Банки сами заинтересованы в переводе задолженности.

- Это если только выбирать из двух зол: неплатеж или платеж в рублях. Но платежи в рублях по валютным кредитам ухудшают валютную составляющую банков и они в этом очень не заинтересованы…

- Но неплатеж - это просрочка, это создание резерва, это сокращение прибыли, необходимость новых операционных расходов на истребование залога. Поэтому платеж в национальной валюте для банка все же менее затратен. Кроме того, наши граждане, за небольшим исключением, имеют доходы в белорусских рублях. Они приобретали валюту через сеть обменных пунктов. Поэтому принципиальное решение Нацбанка - обеспечить работу обменных пунктов и удовлетворять потребности населения в полном объеме. Банки также понимают важность этого вопроса и завозят в обменные пункты необходимые запасы наличности.

- Не получится ли так, что предприятия, столкнувшись с проблемами при покупке валюты, будут вынуждены прибегать к наличным расчетам, к бартеру - всему тому, от чего белорусская экономика старательно избавлялась лет десять?

- Согласно нашему опросу, пессимистичные настроения на предприятиях начали возрастать. Но нашим предприятиям нужно перестраиваться. Хотя понятно, что любая перестройка - сложный и некомфортный процесс, требующий определенных способностей к адаптации, а также отсутствия внешних ограничений, препятствующих этому процессу. Правительство и Нацбанк понимают важность грамотных действий для смягчения негативного влияния кризиса на различные секторы экономики. Что касается перестройки экономики, то банки этот процесс уже начали, население - тоже. Нефинансовому сектору также нельзя отставать, чтобы мы смогли избежать структурных диспропорций.
Добавить комментарий
Проверочный код