Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№45 (666) 10 ноября 2008 г. Радости жизни

…И за это финку получай!

10.11.2008
Финская метал-дива Тарья Турунен обаяла Минск

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

Белорусы наконец-то получили концерт, которого давно ждали: финская метал-дива Тарья Турунен презентовала в Минске свою программу My Winter Storm.

Концерт Тарьи вызвал невиданное оживление вокруг Дворца спорта. Минчане, выстроившиеся в гигант-скую, похожую на дракона, трехголовую очередь, шли на Тарью семьями: с детьми, бабушками, отцами и друзьями. Ожидавшая увидеть у входа лишь небольшую толпу подростков-готов, корреспондент «БелГазеты» поначалу подумала, что явилась не туда: может быть, здесь проходит хоккейный матч?

Впрочем, удивляться нечему: массовая культура целенаправленно вбирает в себя культуру альтернативных 90-х. А возрождение живого хард-рока, наблюдающееся по всей Европе, является для музыкантов чуть ли не единственным лучом света в темном царстве mp3-коллекций: будущее за зрелищными сценическими проектами, смешивающими эпические музыкальные жанры (рок и оперное искусство, готик-метал и симфоническую музыку). Соединение высокого искусства с массовым всегда порождает толпу.

СПРАВКА «БелГазеты». Тарья Турунен, оперное сопрано, рок-дива и композитор, родилась в 1977г. в Финляндии. Сделала успешную карьеру: в конце 90-х вместе с одноклассниками создала популярную готик-симфо-метал-группу Nightwish, в 2003г. пела для финской президентской четы, вышла замуж за преуспевающего бизнесмена из Аргентины, начала работать соло и вести активную светскую жизнь. В 2005г. певица разошлась с Nightwish по инициативе участников коллектива, в своем открытом письме указавших, что для певицы «бизнес, деньги и прочие вещи, не имеющие ничего общего с дружбой и эмоциями, стали гораздо важнее всего, что изначально составляло суть Nightwish». Музыканты нашли новую вокалистку. Перемены, произошедшие с Тарьей, они объясняют воздействием ее мужа Марчелло, который «славную добрую девочку превратил в надменную диву, уверенную в своей исключительности».

Когда белый занавес, проецирующий готические тени под таинственную музыку, обрушивается вместе с первыми метал-риффами, становится понятно, что культур-продукт Тарьи не андерграундная музыка, а качественный дорогой поп-проект (если слово «поп» воспринимать в значении «массовая музыка»). Тарья ведет себя как рок-звезда: ее жесты и движения продуманы, улыбки искренни и доброжелательны, а пластика - царственная. Тарья - настоящая королева бала: переодевается в роскошные платья, балахоны и накидки, дирижирует залом танцуя и поражает не-ожиданной, смелой мимикой. Заметно, что жестикуляцию Тарья заимствовала у королей инфантильного метал-карнавала Элиса Купера и Оззи Озборна. Правда, преобразила ее созвучно собственной женственности, поэтому метал-концерт с оперным вокалом напоминает детский новогодний спектакль о борьбе светлых сил с темными. «Не против ли вы вернуться чуть-чуть в прошлое? - кокетничает Тарья с аудиторией. - О, я вижу в толпе финские флаги! Это что значит? Среди вас есть граждане Финляндии?» Похоже, единодушие танцпола ее искренне вдохновляет.

Тарья двигается, как настоящая дива, чувствуя глубокую танцевальную ритмику, заложенную в глубине металлического звучания бэнда. В особенно распевные, мелодичные моменты, полные блесток, света и волнительных ритмов (как, например, в песне Winter Storm), становится понятно: этот проект мог бы выиграть «Евровидение». Помпезности в Тарье не меньше, чем в группе Lordi, Баскове, Монтсеррат Кабалье (или ее дочери) и Фредди Меркьюри вместе взятых.

Секрет популярности Тарьи - в соединении массовой музыки с профессиональным хард-саундом. Зрителям нравится все - и сказочная атмосфера, и лакомые кусочки в виде оперных фрагментов с показательно высоким вокальным диапазоном. Оперные упражнения, даже довольно простые, всегда срывают аплодисменты масс: вроде как народ задешево приобщили к великому искусству с минимальными потерями для психики. Но Тарья все-таки рок-дива, а не агонизирующая Тоска: она яростно «колбасится» под музыку, размахивая головой на манер отъявленного металхеда. Отважная женщина, которая не боится украшать своим сопрано гулкие звуки разрушающихся городов и сдвигающихся тектонических плит, не может не вызывать народной любви.

Еще одно доказательство планетарности проекта Тарьи - ее музыканты. Бэнд певицы гораздо профессиональнее, чем Nightwish. Заметно, что его собирали, привлекая самых дорогих и сильных музыкантов Европы. Группа звучит современно и ярко, тяготея к стилистике nu-metal. Помимо клавишницы и виолончелиста, выставленного на постамент скорее для антуража, стоило обратить внимание на метал-секцию. Гитаристы - мускулистые скандинавские парни, держащие гитары так непринужденно, будто это топоры, во все глаза смотрят на барабанщика, а не на Тарью. Это легко объяснить: за барабанами играет один из лучших хард-роковых ударников мира - Майк Террана, ранее работавший с Ингви Мальмстином, Gamma Ray и Rage.

Наблюдениям за мастерством Терраны (барабанная установка, вероятно, именно с этой целью находилась на переднем плане сцены) можно было предаваться весь концерт. Во всяком случае, настоящий ценитель музыки, подуставший от переодеваний Тарьи, мог бы заняться именно этим. Не очень юный, но спортивный и мускулистый американец Майк, украшенный элегантным панковским хохолком, - настоящий локомотив, играющий со скоростью не меньше 20 ударов в секунду и при этом умудряющийся картинно вертеть барабанные палочки на пальцах. Майк получает от игры огромное удовольствие, не признавая пауз и не скрывая того, что он, пожалуй, самый профессиональный участник концерта. Десятиминутное барабанное соло, сыгранное им будто случайно, повергло зал в полное оцепенение - казалось, что на сцене целый оркестр.

* * *

В финале Тарья исполнила несколько акустических песен, аккомпанируя себе на пианино, а также сногсшибательную версию Poison Элиса Купера. Майк Террана даже подпел ей в некоторых местах - оказалось, оперным вокалом не так-то просто петь крикливую хард-роковую классику. Прощаясь с аудиторией, Тарья произнесла долгую и проникновенную речь о том, что «даже не ожидала встретить в Беларуси такую невероятную поддержку». И здесь ей действительно трудно возразить.
Добавить комментарий
Проверочный код