Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№45 (666) 10 ноября 2008 г. Автостоп

«В цивилизованном мире ничего такого нет»

10.11.2008
 

Елена АНКУДО

Вопреки признакам финансового кризиса в Беларуси автоимпортеры не торопятся бить тревогу. Продажи идут, а вот законодательство, по их мнению, могло быть и мягче - чтобы заработать даже в условиях кризиса.

Чего не хватает белорусским автосалонам для развития, какой должна быть прибыль, чтобы не закрыться в условиях кризиса, корреспонденту «БелГазеты» рассказал коммерческий директор импортера ТМ Nissan «Ниссан на Куприянова», член правления БАА Александр ЧУПРИГИН.

- Ощущают ли автосалоны финансовый кризис?

- Да, это чувствовалось еще в октябре. Причина - прекращение кредитования или усложнение процедуры получения денег: в некоторых банках серьезно повышаются ставки. Клиенты, рассчитывавшие на кредит (в общей доле покупателей они составляют 30-40%), столкнулись со сложностями. В настоящее время они либо отказались от покупки, либо отложили ее до нормализации ситуации.

- Изменилась ли работа автосалонов (сокращение объема продаж, модельного ряда, снижение цены)?

- Да, из-за новой кредитной политики банков количество продаж снижается. Цены производитель регулирует сам, разве что машины, цена которых выражалась в евро, подешевели. Из-за общего спада продаж в Европе в свободном доступе появились дефицитные модели, сократились сроки их поставок.

- Речь идет о дорогих автомобилях или бюджетных малолитражках?

- В основном это касается новинок, на которые традиционно большой спрос. Но дефицит в каждом салоне разный.

- Ваш прогноз на будущий год: будут ли закрываться автосалоны, уменьшится количество предложений, упадет объем продаж новых машин?

- Я не пессимист и не думаю, что кризис приведет к закрытию автосалонов. Мой прогноз умеренно-пессимистичный: рынок вырастет при сниженных темпах роста.

- Можно ли автосалону выжить в ситуации кризиса? Если да, то на каких условиях?

- Каждый автосалон переживает кризис по-своему, хотя есть и общие сложности. Ценовую политику диктует производитель, правила игры - белорусское государство. Пока продолжаются старые проблемы. Это НДС, выплачиваемый вторым покупателем - дилером, - не с разницы между входной ценой и продажной, как это делает импортер, а со всей стоимости автомобиля. Когда налог включается в цену машины, у клиентов возникают проблемы в виде возросшей стоимости автомобиля. Это положение тормозит развитие дилерских сетей и лизинг.

Вторая проблема - trade-in. В силу обложения продаваемой машины, бывшей в употреблении, полным НДС она тормозит схему сдачи дилеру старого автомобиля в зачет при покупке нового. Другие проблемы касаются сервиса и продажи запчастей. Это причисление сервиса к бытовому обслуживанию населения и невозможность сделать наценку на запчасть, устанавливаемую на СТО. А если запчасть продается через магазин, наценку делать можно. В цивилизованном мире ничего подобного нет.

- Похоже, кризис стимулирует государство изменять законы, по которым работают автосалоны…

- Хочется, чтобы чиновники сделали правильные выводы для стимулирования продаж автомобилей и развития автосервиса. Только запретом и административными методами проблему не решим, нужны экономические предпосылки. Не нужно ничего выдумывать, достаточно снять искусственные ограничения, которых нет в других странах.

- Насколько серьезно на автосалонах скажется уход 40% покупателей?

- Уйдут не все, ведь кредитование продолжается, хоть и под высокие проценты. Из этих 40% уйдет не больше половины: если люди могли взять кредит под 11-12%, то со временем, возможно, согласятся и на 18%. К сожалению, решатся на это не все.

- Как вы относитесь к прогнозам некоторых топ-менеджеров компаний-импортеров, предрекающих закрытие в Беларуси половины автосалонов?

- Не верю в этот излишне пессимистичный прогноз. Напротив, автосалоны, которые еле сводили концы с концами во времена высокого курса евро, именно сейчас начали продажи.

- Может ли автоимпортер зарабатывать на продаже бывших в употреблении автомобилей, привлекающих в условиях кризиса повышенное внимание покупателей?

- Как я сказал, trade-in пока не работает. Завозить подержанные машины из-за границы - большой риск и вообще отдельный вид бизнеса. Угадать, что именно нужно покупателю из всего многообразия бэушек, по какой цене продавать - не тот бизнес, который интересует импортеров.

- Если не все так страшно, импортеры готовы заняться строительством новых автосалонов и СТО?

- Говорить о развитии невозможно. Заводы-производители требуют строительства новых автосалонов - таких, как у поставщика Toyota в Беларусь «Эмир Моторс». При этом стоимость СТО VW в Уручье, по словам менеджмента этой компании, составляет $12 млн. Где заработать такие деньги? На текущие затраты нам хватает, но мы говорим о стремлении вперед. Его пока нет.
Добавить комментарий
Проверочный код