Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Пижамы и домашняя одежда для детей и взрослых
fromitaly.ru
№45 (666) 10 ноября 2008 г. Автостоп

Попали под сокращение

10.11.2008
Банки не хотят давать взаймы, а люди - брать

Ольга МИКША

Большинство банков серьезно повысили ставки по автокредитам, некоторые приостановили выдачу и все готовятся к наплыву неплатежей по имеющимся займам. С другой стороны, желающих купить автомобиль в кредит также резко поубавилось.

Среди остальных видов кредитов жестче всего кризис «прошелся» по автокредитам. Еще в сентябре около десятка банков готовы были предоставить свои ресурсы всем желающим под новую или с пробегом машину, причем на максимально комфортных условиях (если не считать переплаты по кредиту, которая и до кризиса была высокой) - до 100% стоимости, часто без справки о доходах, под залог автомобиля, на длительный срок (до 7 лет).

Однако уже в начале октября некоторые небольшие банки увеличили процентные ставки по вновь выдаваемым кредитам на автомобили, а также перестали выдавать кредиты в долларах. Середину прошлого месяца ознаменовало повышение ставки рефинансирования, что для людей осведомленных стало очевидным дурным знаком: у банков не хватает ликвидности, поэтому они всеми способами стараются привлечь на депозиты средства населения. Условия по кредитам, соответственно, должны стать еще более отпугивающими. Так и случилось.

Процентная ставка поползла вверх, некоторые банки («Белгазпромбанк», «Банк Москва-Минск» и «МТБанк») объявили о приостановке автокредитования, и практически все увеличили сроки рассмотрения заявок. Если раньше для принятия решения хватало нескольких рабочих дней, то теперь банки размышляют неделями. Возможно, это неплохо и для клиента: после анализа динамики роста ставок его решение «брать - не брать» станет более аргументированным. К концу октября процентные ставки по автокредитам приросли в валюте на 2-4 п.п. и сложились на уровне 16-18%, в белорусских рублях - на 3-6 п.п., до 19-23%. В «Белинвестбанке» плата за валютный кредит отличается от платы за рублевый менее чем на 1 п.п., что нехарактерно для отечественных банков: раньше разбежка была более существенной.

Список банков, отказавшихся от автокредитования, пополнился новыми именами: «Приорбанк» и «Сомбелбанк». Некоторые обещали возобновить выдачу кредитов после 1 ноября с учетом новых ставок. К этому времени свернулись и программы кредитования, проводившиеся в рамках совместных акций с автосалонами: продавать дефицитную валюту за 6-7% в год сегодня мало кто может себе позволить.

Ноябрь пришел, а кредитов больше не стало. Зато стали выше процентные ставки. Из числа банков, которые все еще заявляют о своем желании выдать кредит на покупку автомобиля, три учреждения в очередной раз подняли ставки. По данным ресурса infobank.by, «БПС-банк» стал кредитовать под 19,25% в рублях (рост на 2,25%) и 19% в валюте (рост ставок скачкообразный: по доллару - на 6%, по евро - на 7%). «Белагро-промбанк» повысил ставку валютного кредита на 3 п.п., до 16%, оставив неизменной плату за рублевый кредит (к этому времени уже 18%). «Паритетбанк», как и обещал, возобновил выдачу автокредитов, но, судя по ставкам, с явным нежеланием расставаться с дефицитными ресурсами. Долларовый кредит заявлен под 23,5%, в евро - под 22,5% (в обоих случаях прирост ставки составил 8%), рублевый вырос на 6%, до 24%.

Следует отметить, что кредиты под залог автомобилей традиционно считались менее рискованными, чем потребительские: в докризисную пору автомобиль был вполне ликвидным товаром, и многие банки кредитовали 100-процентную стоимость машин. С сокращением платежеспособного спроса ликвидность новых автомобилей заметно снизилась, и банки уже всерьез готовятся к проблемам. В числе первых ожидаются рост неплатежей, грядущее выяснение отношений с кредитополучателями, допустившими просрочку, не исключаются даже судебные разбирательства с неплательщиками. Работники кредитных отделов вздыхают: по белорусскому законодательству процедура взыскания довольно лояльная и предусматривает длительный период «уговоров» в досудебном порядке. В кризисной ситуации банки еще более заинтересованы в возобновлении платежей и в этом случае готовы даже не насчитывать пеню за просрочку. В противном случае кредитополучателю грозят суд и опись имущества.

Еще одна серьезная проблема, с которой также вполне могут столкнуться кредитные учреждения, состоит в нехватке валюты у банков и практических трудностях у прилежных кредитополучателей обменять белорусские рубли на валюту кредита. Например, на прошлой неделе спрос на доллары на одной из сессий Белорусской валютно-фондовой биржи превысил предложение в 7 раз. Как известно, кредиты погашаются в той валюте, в которой выдавались, и еще ни один банк не изменил условий кредитования в этом пункте. В этой связи некоторые банки не исключают возможности погашения валютных кредитов безналичным перечислением в белорусских рублях. Но, по словам работников кредитных отделов, это очень нежелательно: валютная позиция банка в этом случае будет заметно ослаблена. Безусловно, не в правилах банка отказывать своему клиенту, который принес ему деньги на уплату долга, но…

Человеку свойственно надеяться. Вот и банковские работники рассчитывают, что через два-три месяца ситуация на финансовом рынке стабилизируется и люди снова потянутся за кредитами на автомобиль. Правда, форумы - живой глас настоящих и будущих автовладельцев - говорят о том, что спрос склоняется к покупке более дешевых, подержанных машин без помощи кредитных учреждений.
Добавить комментарий
Проверочный код