Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Такси Эрмитаж - такси культурной столицы
taxi-gamma.ru
№43 (664) 27 октября 2008 г. Визави

В кармане белого халата

27.10.2008
Что заставляет медиков принимать деньги и подарки от пациентов?

Елена АНКУДО, Ася КАЛИТИНА

На прошлой неделе стали известны некоторые подробности очередного «дела врачей». Согласно информации «Интерфакса», по подозрению в получении незаконного вознаграждения был задержан один из врачей отделения пластической хирургии Могилевской городской больницы. По словам оперуполномоченного по особо важным делам Главного управления по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями МВД Вероники Посметьевой, врач «подозревается в том, что получил незаконное денежное вознаграждение в размере Br1,7 млн. от местной жительницы за проведение ей пластической операции». Когда пациентка обратилась к специалисту за медицинской помощью, он сказал ей, что пластическая операция обойдется в Br2,5 млн. «Официально пластическая операция стоила Br800 тыс., их пациентка по квитанции внесла в кассу, но помимо этого врач потребовал заплатить ему еще Br1,7 млн. за успешное проведение такой операции».

Корреспонденты «БелГазеты» задались вопросом: что заставляет врачей принимать деньги и подарки от пациентов? За разъяснениями они обратились к старшему следователю по особо важным делам управления по расследованию преступлений в сфере оргпреступности и коррупции ГСУ МВД Дмитрию ЯРОВОМУ и врачу одного из минских медцентров Тамаре Н., в течение долгих лет работавшей в госмедицине и попросившей не называть ее имя.

Дмитрий ЯРОВОЙ: «ВРАЧИ НАЧИНАЮТ ОТКРОВЕННО ВЫМОГАТЬ ДЕНЬГИ»

- В чем особенности расследований уголовных дел по обвинению врачей?

- Рано или поздно каждому человеку приходится обращаться к врачу. Здоровье - самое дорогое, поэтому хочется, чтобы тебя лечил профессионал и хороший человек. Сложность расследования обусловлена прежде всего моральными аспектами: нечистый на руку доктор действует в своих интересах, пользуясь тяжелым положением пациента. Больные или их родственники, признанные потерпевшими, должны констатировать, что их обманули или некачественно вылечили, обвинив в этом врача. Человек преодолевает определенный морально-психологический барьер, оценивая врача как преступника.

- Нередко пациенты добровольно несут докторам подарки, порой весьма дорогие. Стоит ли наказывать врача за принятую в дар коробку конфет?

- О взятке можно говорить, когда деньги или другие блага приняло должностное лицо, выполняющее административно-хозяйственные или организационно-распорядительные обязанности. Как правило, речь идет о руководителях отделений и клиник, обеспечивающих лечебный процесс и имеющих подчиненных. Они решают вопрос о госпитализации и размещении больных, организуют лечение. При этом руководитель нередко оказывается одновременно и врачом, как это было в двух уголовных делах по обвинению сотрудников РНПЦ «Кардиология». Если врач не является должностным лицом, мы говорим не о взятке, а о незаконном получении вознаграждения. С моральной точки зрения я не сторонник привлечения к уголовной ответственности врачей, которых благодарят за качественное лечение и доброе отношение к пациентам, - при условии, что инициатива такого благодарения исходит не от врача.

- Какие правонарушения чаще всего совершают доктора?

- Самым серьезным нарушением для любого доктора является небрежное отношение к пациенту, обусловленное корыстными стремлениями. Высокая самооценка отдельных докторов позволяет проявлять высокомерие по отношению к пациентам, что само по себе унижает больного, делает его беззащитным и полностью зависимым от врача, давшего понять: за любую помощь и внимание нужно заплатить. Врач государственной больницы, предъявляя пациенту прайс-лист на свои услуги, совершает преступление. Пациенты, которые не могут дать деньги за услуги, оказываемые бесплатно, остаются больными, инвалидами, а то и умирают.

- А что скажете о предложении доктора пациенту отказаться от расходных материалов, имеющихся в наличии у клиники, в пользу более качественных, но платных?

- Система обеспечения клиник расходными материалами сегодня пока несовершенна. Критерии, по которым врачи «Кардиологии» одному пациенту ставили импортный материал, а другому - отечественный, до сих пор непонятны. Если за счет госу-дарства невозможно обеспечить тот или иной расходный материал, необходимо разработать простой и прозрачный механизм, при котором этот расходный материал можно было бы купить через клинику.

В случае с «Кардиологией» вокруг клиники образовывались фирмы-«прилипалы», руководство которых было знакомо с докторами. Не оставляя пациентам выбора, их направляли именно в эти компании, обеспечивая тем денежный оборот, а также возможность реализации «серых» расходных материалов неизвестного происхождения и качества. Получается, что должностные лица лечебного учреждения участвовали в бизнесе, причем не всегда законном.

Я уже не говорю о том, что зачастую расходный материал был в наличии в клинике, но доктор, зная о «серой» схеме, сообщал пациенту заведомо ложные сведения, формируя таким образом мнение о дефиците расходных материалов. Да, дефицит существовал, но это не всегда означало, что на определенный день для конкретного пациента не было необходимых материалов.

- Каким образом возбуждаются уголовные дела в отношении врачей - по заявлению пациента или на основании оперативной информации?

- Как правило, сигнализируют недовольные пациенты или их родственники, особенно если близкий им человек скончался.

- Почему при достаточном количестве недовольных пациентов врачей крайне редко привлекают к уголовной ответственности?

- Многим трудно обвинить врача, к которому завтра, возможно, снова придется обращаться. Не могу не отметить корпоративности врачей. По первому делу «Кардиологии» к нам обращались медработники, пострадавшие от рук своих же коллег. В разговорах со мной они высказали много негатива в отношении обвиняемых, но свидетелями стать отказались.

- А с помощью экспертов часто удается доказать вину доктора?

- Не могу припомнить случая, когда экспертиза подтвердила бы виновность доктора. Пациенты по-разному реагируют на лечение из-за индивидуальных особенностей организма, при сложной тактике лечения выявить ошибку врача практически невозможно.

Говоря о корпоративности, хочу отметить: многие доктора работают в группе. Если ее руководители нарушают закон, то подчиненным, не согласным с происходящим, не дают расти профессионально, практиковаться рядом с опытным специалистом. Приходится на многое закрывать глаза. Коллективу известно, кто сколько берет, кто как лечит, у кого блатные пациенты. Но эта информация редко выходит за пределы коллектива.

В бесплатных клиниках консультируются и лечатся влиятельные чиновники. В благодарность за лечение они могут оказывать покровительство недобросовестному врачу.

На мой взгляд, бесплатная медицина порочна. Пациент обычно считает необходимым отблагодарить доктора не только за лечение, но и за элементарное внимание. Врачи привыкают к этому, в отдельных случаях начинают откровенно вымогать деньги.

- Кто же виноват - доктор или его пациент?

- Если речь идет о добровольной благодарности пациента за качественно выполненную работу, то претензий к коробке конфет быть не должно. Но если врач своими действиями дает понять пациенту, что без оплаты нет лечения, - это преступление.

Врачи - хорошие психологи. В случае с «Кардиологией» они маскировали свои корыстные действия отсутствием мест в отделении, нехваткой расходных материалов. От пациента не требовали денег в открытую, но его ставили в такую ситуацию, когда ради выживания он добровольно доставал деньги из кармана. Еще один прием: не оставить пациенту или его родственникам времени на принятие решения. В этом случае выбора фактически нет.

Врачи-нарушители, с которыми я сталкивался, - отличные профессионалы, творящие чудеса на операционном столе. Не ратуя за их увольнение или заключение в колонии, твердо считаю: за содеянное необходимо нести ответственность.

- Какие уроки вы вынесли из дела «Кардиологии»?

- В ходе расследования дела мы уведомили о начатой работе около 5 тыс. пациентов, попросили их информировать о нарушении докторами закона. Негатива было много, хотя к нам обратилось менее тысячи человек. Около тысячи писем вернулось с пометкой «умер», «выбыл» и т.д. Родственники одного пациента сообщили: выписанный из клиники в срочном порядке, тот умер в поезде по дороге домой. Лишь немногие обратились с резкой критикой в адрес следствия и просьбой «оставить докторов в покое».

Суды в отношении врачей вряд ли решат проблемы в системе здравоохранения. Важно привлечь внимание общественности, органов власти и управления, чтобы попытаться создать такую систему оказания медицинской помощи, при которой пациент не чувствовал бы унизительной необходимости одаривать врача, а врач, имея достойные условия труда и его оплаты, не имел возможности наживаться на пациентах.

СПРАВКА «БелГазеты». Дмитрий Яровой родился в Минске в 1976г. После окончания в 1998г. Академии МВД (следственно-экспертный факультет) начал работу следователем следственного отдела РУВД Заводского района столицы. Ныне - старший следователь по особо важным делам управления по расследованию преступлений в сфере оргпреступности и коррупции главного следственного управления МВД.

Беседовала Елена АНКУДО

Тамара Н.: «ДОКТОР МОЖЕТ ПРИНЯТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ТОГДА, КОГДА ОН СДЕЛАЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТ НЕГО ТРЕБОВАЛОСЬ»

- Видят ли врачи разницу между понятиями «взятка» и «благодарность»?

- Каждый врач понимает: что бы тебе ни дали - это взятка.

- Не важно, цветы ли это, конфеты или деньги?

- Не важно! Но так уж сложилось, что цветы и конфеты - для женщины, а бутылка хорошего коньяка - для мужчины. Это особая форма благодарности за то, что врач успешно провел операцию, не оставил пациента с заботами после нее, принимал участие в последующем лечении.

В советские времена считалось дурным тоном брать деньги. И, в общем-то, врачи не позволяли себе этого. Подарки практиковались: это могли быть какие-то сувениры, косметика, французские духи или бутылка хорошего вина. И все нормально это воспринимали. Но врач мог принять дар только после того, как больной выпишется из больницы.

Бывает, больной исходит много инстанций, и никто ничем не может ему помочь. А какой-то врач посо-чувствует страдальцу и не откажет, проведет, к примеру, сложную операцию. Понятно, что в таком случае пациент захочет отблагодарить своего доктора.

Помню, на стажировке в Москве я видела, как к одному врачу, которая консультировала больных со всего Союза, каждый день пациенты, как сегодня Леониду Якубовичу на «Поле чудес», несли подарки. И поделки какие-то, и соленья, и копчености, и рыбу, и сало, и детские рисунки… И доктор этого не скрывала ни от кого. Наоборот, она выкладывала вкусности на блюдо, приносила коробки с конфетами в ординаторскую, чтобы все угощались.

- А руководство больницы это приветствовало?

- Я не знаю, как относилось к этому руководство клиники в Москве. Но у нас это никогда не при-ветствовалось.

- И поэтому никто ничего не носил врачам в качестве благодарности?

- Носили, конечно, и сладости, и вино. А потом, когда миновали советские времена и начались товарно-денежные отношения, врачам стали давать деньги в конвертах. Но я бы сразу задалась вопросом: почему доктора позволяют себе брать деньги?

- И почему?

- Они катастрофически мало зарабатывают: ставка молодого врача -

Br270 тыс. Чтобы заработать каких-то Br500-600 тыс., докторам приходится работать по совместительству, бесконечно дежурить по ночам. Анестезиологи, например, просто «живут» в клиниках. Они работают бесконечно много, чтобы заработать гроши.

У молодых врачей часто маленькие дети, жена не работает. И еще приходится выплачивать кредит… Многие женщины-врачи в одиночку воспитывают детей. И любые деньги, которые преподнес выздоровевший пациент, - помощь для них. Мне как-то медсестра как анекдот пересказывала случай из жизни. У кабинета разговаривали две женщины. «Как ты думаешь, что можно дать доктору в благодарность?» - спрашивает одна. «Ой, - говорит вторая, - что хочешь: они такие бедные, что все берут».

- Вы сказали, что берут молодые врачи. А специалисты с солидным опытом?

- У врачей, которые проработали по 20 лет, и зарплата больше, и должность уже есть. И они иначе воспитаны.

- Некоторых врачей, в отношении которых было заведено уголовное дело, обвиняли в вымогательстве…

- О вымогательстве не может быть и речи: это недопустимо! Это преступление. Мне рассказывали, что в Литве в начале 90-х гг., когда после развала СССР развалилась и система здравоохранения, тогдашний министр здравоохранения чуть ли не ежедневно обращалась к врачам с экранов телевизора, напоминая, что граждане Литвы всегда были благодарны медработникам. «Поэтому убедительно прошу вас, - говорила она, - врачи, не занимайтесь вымогательством. Если пациент может, он вам заплатит. Но того, кто не может заплатить, не оставьте без медицинской помощи». Это мудро.

Врач может принять от больного подарок в благодарность за то, что тот поставил его на ноги. Но любой уважающий себя хирург никогда до операции ничего не возьмет: ведь иногда неизвестно, чем все закончится. А врачи суеверны: постфактум, когда уже все благополучно прошло, врач может принять деньги, если считает это возможным для себя.

Что совершенно непозволительно для врача, так это заниматься вымогательством, брать деньги за госпитализацию или за выдачу больничного листа. Если положено выдать больничный, врач должен его выдать, если не положено - не имеет права делать это. И врач не может ожидать благодарности за то, что он выполняет в рамках своих должностных инструкций. Очень грустно слышать: «Пока не сходили, не поговорили, не попросили, никто не оказывал должного внимания…»

Но доктор может принять благодарность тогда, когда он сделал больше, чем от него требовалось: например, приехал к больному ночью, хотя в графике дежурств стоял другой врач. Или когда оперирующий врач принимал участие в судьбе больного, следил за всеми назначениями даже тогда, когда того после операции направили для дальнейшего лечения к другому медику.

- Считается, что нет врачей, которые «не берут». Были случаи, когда врач отказывался от благодарности?

- Конечно! Есть врачи, которые принципиально никогда не берут. Я таких знала. И в каждом учреждении, если такой человек есть, все знают о его позиции. Но есть мнение, что это может позволить себе только очень хороший врач или занимающий высокое положение: у него и без того хорошая зарплата и большие возможности.

Очень часто врачи отказываются от подарков, если пациент им крайне неприятен. Есть такие больные: они буквально открывают дверь в клинику ногой, сразу настроены жаловаться. Такие больные ищут причину для скандала, провоцируют доктора, чтобы он повел себя неправильно, даже неэтично. И врач ни за что не захочет с ним связываться. Иногда такие больные оставляют деньги на столе, пока ты не видишь, но ты потом берешь их, выходишь из кабинета и прилюдно возвращаешь.

- Врачи часто сталкиваются с провокациями?

- Меня лично никто и никогда не провоцировал. Но я слышала о таком. И один из случаев был довольно анекдотичным: врача-травматолога, который вел амбулаторный прием в Молодечно, взяли в разработку в милиции. Работники правоохранительных органов договорились с санитаркой травматологического кабинета, дали ей $50 и бутылку. Санитарка, как ее учили, бутылку отдала доктору, чтобы он посмотрел «ее больного», но деньги решила прикарманить.

Милиция ворвалась в кабинет врача, бутылку тут же нашли, а $50 - нет: перевернули весь кабинет. И только потом, когда прижали санитарку, она призналась, что не давала доктору эти деньги. Врача отпустили: не сажать же за бутылку!

- В платных центрах врачи не берут денег с пациентов?

- Нет, конечно: это одно из условий работы в платной клинике. Но в коммерческих центрах бывает иначе: доктор может бесплатно принять своего пациента. Хотя это все преследуется: если доктор попадется на этом, это будет последний день его работы в клинике.

- А каким образом руководство клиники об этом узнает?

- Очень легко: в регистратуре есть человек, который оформляет документы на посетителей. К тому же сегодня во многих платных центрах есть видеокамеры.

- Вы сами когда-нибудь благодарили коллег-врачей?

- Я никогда не давала денег, но считала невозможным прийти к доктору с пустыми руками. Хоть с какой-то мелочью: фруктами, чаем, кофе, конфетами, тортом - нужно же отблагодарить коллегу. Я всегда считала для себя невозможным не поблагодарить врача.

- А может, пациенты, которые придерживаются такого же мнения, и разбаловали врачей?

- Нет, я так не думаю. Когда зарплаты врача будет хватать на то, чтобы можно было прокормить семью, тогда доктора смогут сказать: а я не беру ничего. И давать перестанут.

Беседовала Ася КАЛИТИНА
Добавить комментарий
Проверочный код