Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Условия работы. Система регистрации.
fromitaly.ru
№43 (664) 27 октября 2008 г. Тема недели

«Макропруденциальная составляющая в противовес объективной процикличности»

27.10.2008
МВФ дал наконец ясный и трезвый прогноз на 2009г.

Ярослав РОМАНЧУК

МВФ опубликовал обзор мировой экономики World Economic Outlook. Financial Stress,turns, and Recoveries, посвященный финансовым стрессам, падениям и способам выхода из кризиса.

В самом начале доклада звучит весьма тревожная оценка: «Мировая экономика вступает в период значительного спада в условиях самого опасного финансового шока на развитых финансовых рынках с 30-х гг. Прогнозируется, что в 2008г. мировой рост существенно замедлится, и небольшой подъем начнется лишь позже, в 2009г. Вследствие быстрого роста цен на биржевые товары инфляция достигла высокого уровня, но в дальнейшем ожидается ее снижение. Ситуация характеризуется исключительной неопределенностью и сопряжена с существенными рисками снижения темпов роста. Ближайшая задача политики состоит в том, чтобы стабилизировать финансовые условия и при этом помочь странам преодолеть период низкой активности и удерживать инфляцию под контролем».

В 2009г. темпы роста ВВП мира упадут до 3% (с 5% в 2007г. и 3,9% в 2008г). Развитые страны ждет рецессия. Темпы роста стран Центральной и Восточной Европы тоже сократятся - с прогнозируемых 4,5% ВВП в 2008г. до 3,4% в 2009г. Если в Польше, Литве, Чехии темпы роста просто сократятся, то для Латвии МВФ прогнозирует падение на 2,2% ВВП. Исландия сократит свой ВВП сразу на 3,1%. Отрицательные темпы роста прогнозируются в Ирландии, Британии, Италии и Испании. Финансовый кризис грозит стать кризисом общеэкономическим. Для Беларуси МВФ предсказывает вполне приличные темпы роста - 8% ВВП. Это ниже, чем прогноз на 2008г. (9,2%), но на фоне Украины (2,5% ВВП на 2009г.), Казахстана (5,3%), Грузии (4%) и даже России (5,5%) наша страна в следующем году выглядит лидером.

В октябре 2008г. прогнозы развития мировой экономики оказались гораздо осторожнее, чем весной этого года. МВФ, ОЭСР, Всемирный банк и частные международные аналитики провалились с предсказанием финансового разлома. Отсюда - только оптимистические цифры для ситуации, которая оценивается как самый опасный финансовый кризис за последние 70 лет.

МВФ призывает правительства реализовывать принцип «действуй наперекор существующей тенденции» и не обольщаться высокими текущими темпами экономического роста. «Решительные меры» нужно принимать в периоды бума. Совет МВФ может вызвать непонимание у непосвященной публики: «Один из перспективных подходов мог бы за-ключаться в привнесении в основу регулирования макропруденциальной составляющей в противовес объективной процикличности создания кредита». Не исключено, что авторы доклада имели в виду следующее. В период бума не следует обольщаться чрезвычайно высокой стоимостью активов, уповать на рост валютной выручки, а также увлекаться заимствованиями.

Фонд предупреждает о необходимости укрепления «доверия к основам налогово-бюджетной политики и тем самым повышения эффективности налогово-бюджетной политики как контрциклического инструмента». В переводе на нормальный язык это означает необходимость иметь сбалансированный бюджет и не транжирить деньги налогоплательщиков на проекты, активы в которых на пике цикла имеют запотолочные цены. Для нейтрализации негативных последствий кризисов необходимо снижать налоги и госрасходы, т.е. давать больше экономической власти собственникам денежных ресурсов и активов.

Фонд видит в политиках серьезную институциональную угрозу для быстрого выхода из кризиса: «Политэкономические параметры, способствующие краткосрочному характеру принятия решений, остаются ахиллесовой пятой активной налогово-бюджетной политики. Как следствие, многие страны в периоды процветания не создают пространства для применения эффективных дискреционных стимулов во времена спада или испытывают трудности в решении проблем долгосрочной устойчивости госфинансов».

Таблица

Легких решений (напечатать деньги, увеличить госрасходы и налоги, расконсервировать дополнительную «золотую шахту») в текущем кризисе нет. Мир в очередной раз вплотную столкнулся с угрозой инфляции. В 2008г. по развитым экономикам она планируется на уровне 3,6%. В США индекс потребительских цен (ИПЦ) составит 4,2%, в еврозоне - 3,5%, в развивающихся экономиках - 9,4%, в СНГ - 15,6%. Для Беларуси МВФ прогнозирует среднегодовую инфляцию в 2008г. на уровне 15,3%, в 2009г. - 9,6%.

Чтобы справиться с инфляцией, не нужно без конца пинать США или ЕС, обвиняя их в финансовом кризисе. Никто не заставлял весь мир безропотно принимать доллар и евро в качестве платежного средства и средства сбережения. Эти валюты выбирает население развивающихся стран в ситуации, когда правительства не предложили более стабильных, устойчивых и вызывающих доверие альтернатив.

По мнению МВФ, «в предстоящий период финансовые условия, вероятно, будут оставаться очень сложными, что ограничит перспективы мирового роста». Прогноз развития мировой экономики составлен с учетом способности политиков «стабилизировать финансовые условия и избежать дальнейших системных сбоев». Это очень большое допущение. Вернуть финансовые рынки в нормальное состояние в течение года невозможно. И где найти таких адекватных политиков, которые бы действовали строго по рекомендациям эконометрических моделей?

Фонд прогнозирует сохранение серьезных проблем с привлечением новых кредитов и призывает делать акцент на свои оборотные средства. Особые опасения возникают относительно экономического будущего тех стран, которые продолжительное время имели значительный дефицит счета текущих операций: «Продолжительный значительный дефицит может внезапно закончиться - такой риск особенно высок при негибком валютном режиме… Многие страны, имеющие большой дефицит счета текущих операций, уже подверглись значительно более сильному воздействию потрясений на финансовых рынках по сравнению со странами, имеющими небольшой дефицит счета текущих операций или профицит».

И наконец, МВФ призывает не торопиться с бюджетными тратами на поддержание экономического роста. В развивающихся странах бюджетные расходы и инвестиции, как правило, усугубляют проблемы, а не решают их. «Дискреционный бюджетный стимул может обеспечить поддержку экономического роста, если риски снижения темпов роста материализуются, при условии что такой стимул предоставляется своевременно, носит адресный характер и не подрывает устойчивости государственных финансов».
Добавить комментарий
Проверочный код