Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№43 (664) 27 октября 2008 г. Тема недели

Взять и проглотить

27.10.2008
Сколько денег нужно Беларуси в 2009г.?

Ярослав РОМАНЧУК

Белорусские власти вошли в кредитный азарт. Просить одновременно $4 млрд. кредитов - такого в истории нашей страны еще не было. Это примерно 6,9% ВВП страны 2008г., или 13,6% доходов консолидированного бюджета. С учетом того, что Россия продолжит предоставлять Беларуси ценовой энергетический грант в размере примерно 10% ВВП, зависимость страны от внешней ресурсной и финансовой поддержки становится весьма зримой.

Судя по формальным макроэкономическим показателям, у правительства едва ли есть основания обращаться в МВФ за экстренной помощью, тем более в таком большом объеме. По прогнозу МВФ, в 2008г. ВВП Беларуси вырастет на 9,2% (по версии Совмина - на 10%). Да, среднегодовая инфляция в этом году планируется на уровне 15,9%, в следующем - 9,6%, но это не причина для выделения экстренной помощи. Дефицит текущего счета платежного баланса в 2008г. составит примерно 6% ВВП, в следующем году - минус 8% ВВП. Тревожно, но не смертельно. За 8 месяцев 2008г. профицит бюджета составил 3,9% ВВП. На следующий год дефицит запланирован на уровне минус 1,8% ВВП - вполне европейский показатель.

Плюс $2 млрд. выделила Россия. Плюс российский энергетический грант тоже, скорее всего, остается в силе. Да, конъюнктура на основные товары белорусского экспорта может ухудшиться, но это не исландский и не венгерский обвал.

Откуда пожар? Во-первых, правительство опасается, что не сможет адаптироваться к внешним шокам, поэтому перестраховывается кредитными ресурсами. Ведь нужно не просто не допустить рецессию в стране, но и сохранить темпы роста на уровне 10% ВВП. От такого разогрева экономики и закипеть можно.

Вторая причина - асимметричность информации. Правительство располагает гораздо более реалистичной информацией, чем та, что содержится в данных официальной статистики для всеобщего обозрения. Зачастую бумажная реальность в разы отличается от жизни, и это неоднократно подчеркивал глава государства.

Третье возможное объяснение: власти решили воспользоваться моментом (финансовый кризис, начало мировой рецессии, фондовая паника) и пойти на либерализацию экономики и широкомасштабную кампанию по приватизации для мест-ной номенклатуры. МВФ часто дает деньги именно под реформы. Ходят слухи, что указ о системной либерализации уже подписан. Под него же скоро будет подписан декрет о стопроцентном гарантировании вкладов физлиц и отмене декларирования доходов вкладчиков. Законодательная почва для раздачи активов также подготовлена. Так что финансовая помощь от МВФ весьма кстати.

У России брать больше не с руки: она потребует введения в Беларуси российского рубля. А зависимость от восточного соседа и без того угрожающая. МВФ же в контексте мирового финансового кризиса склонен быстро и позитивно рассматривать заявки на кредитные ресурсы. В списке бенефициаров уже значатся Венгрия, Исландия, Пакистан и Украина. По этим странам экстренное кредитование легко объяснимо. Например, в Венгрии и Исландии случился обвал фондового рынка, потеряли устойчивость банки, а быстрый отток капитала обес-кровил финансовую систему. В Беларуси же такого нет и в помине. Поэтому видеть нашу страну в одном ряду с теми, кто уже в кризисе, непривычно.

Для антикризисного финансирования МВФ имеет как минимум $200 млрд. Через две дополнительные кредитные линии - General Arrangements to Borrow и New Arrangements to Borrow - можно увеличить эту сумму примерно на $53 млрд. Так что правительству осталось доказать политически абсолютно некорректный тезис, согласно которому Беларусь находится в состоянии финансового, валютного, бюджетного или общесистемного экономического кризиса.

Для внутреннего потребления пропагандистский мессидж очевиден: развитие страны устойчивое, экономика конкурентна, наши товары всем нужны, мы готовы стать тихой гаванью для бегущих из стран Запада и Востока денег. Для приезжающей же миссии МВФ (она пробудет в Минске с 27 октября по 6 ноября) нужно будет доказать, что $2 млрд. нужны по причине кризиса в белорусской экономике.

Когда стране вдруг в одночасье становится необходимо получение кредитов на сумму, составляющую почти 7% ВВП, причем упоминания об этих деньгах нет ни в утвержденном бюджете-2009, ни в одном из открытых документов, диагноз эффективности работы экономических властей не вызывает сомнений. Справиться с уже устойчивым дефицитом текущего счета платежного баланса они не смогли. В 2008г. он запланирован на уровне 5,9% ВВП, а в 2009г. - уже 8,0% ВВП. Опираясь на размер валового продукта Беларуси, предусмотренный в законе о бюджете, это составляет $5,8 млрд. С учетом ухудшения ценовой конъюнктуры на минеральные продукты, металлы, удобрения и товары машино- и автомобилестроения погружение в долговую яму весьма кстати.

Многолетний глава ФРС США Алан Гринспен признал свои ошибки в управ-лении денежной системой страны и, по сути, всего мира. Пора бы и нашим полисимейкерам признать, что они построили такую модель экономики, которая при первом же соприкосновении с серьезными внешними шоками дала трещины. Или не дала?

CПРАВКА «БелГазеты». В новых механизмах организации заимствований от МВФ участвуют 26 стран-кредиторов. Кредитный пул - около $47 млрд. Кредиты могут быть выделены с согласия стран-участниц, обеспечивающих финансирование, а также совета директоров МВФ. Этот механизм был использован в декабре 1998г., когда Бразилия получила около $4 млрд. Общие механизмы организации заимствований были запущены в 1962г. Странами-участницами являются Бельгия, Канада, Германия, Франция, Италия, Япония, Голландия, Швеция, Швейцария, Британия и США. После череды кризисов в Латинской Америке объем кредитования был увеличен до $25 млрд. Общие механизмы заимствований были использованы 10 раз. Последний раз - в июле 1998г., когда Россия получила около $2 млрд. кредита за месяц до дефолта. Ранее кредитование шло под проценты, которые были ниже процентной ставки SDR (Special Drawing Rights, «специальные права заимствования» - единица, рассчитываемая на основе корзины валют - доллар США, евро, йена, британский фунт, и используемая МВФ для учета финансовых и торговых операций).
Добавить комментарий
Проверочный код