Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№43 (664) 27 октября 2008 г. Тема недели

Взять и проглотить

27.10.2008
Сколько денег нужно Беларуси в 2009г.?

Ярослав РОМАНЧУК

Белорусские власти вошли в кредитный азарт. Просить одновременно $4 млрд. кредитов - такого в истории нашей страны еще не было. Это примерно 6,9% ВВП страны 2008г., или 13,6% доходов консолидированного бюджета. С учетом того, что Россия продолжит предоставлять Беларуси ценовой энергетический грант в размере примерно 10% ВВП, зависимость страны от внешней ресурсной и финансовой поддержки становится весьма зримой.

Судя по формальным макроэкономическим показателям, у правительства едва ли есть основания обращаться в МВФ за экстренной помощью, тем более в таком большом объеме. По прогнозу МВФ, в 2008г. ВВП Беларуси вырастет на 9,2% (по версии Совмина - на 10%). Да, среднегодовая инфляция в этом году планируется на уровне 15,9%, в следующем - 9,6%, но это не причина для выделения экстренной помощи. Дефицит текущего счета платежного баланса в 2008г. составит примерно 6% ВВП, в следующем году - минус 8% ВВП. Тревожно, но не смертельно. За 8 месяцев 2008г. профицит бюджета составил 3,9% ВВП. На следующий год дефицит запланирован на уровне минус 1,8% ВВП - вполне европейский показатель.

Плюс $2 млрд. выделила Россия. Плюс российский энергетический грант тоже, скорее всего, остается в силе. Да, конъюнктура на основные товары белорусского экспорта может ухудшиться, но это не исландский и не венгерский обвал.

Откуда пожар? Во-первых, правительство опасается, что не сможет адаптироваться к внешним шокам, поэтому перестраховывается кредитными ресурсами. Ведь нужно не просто не допустить рецессию в стране, но и сохранить темпы роста на уровне 10% ВВП. От такого разогрева экономики и закипеть можно.

Вторая причина - асимметричность информации. Правительство располагает гораздо более реалистичной информацией, чем та, что содержится в данных официальной статистики для всеобщего обозрения. Зачастую бумажная реальность в разы отличается от жизни, и это неоднократно подчеркивал глава государства.

Третье возможное объяснение: власти решили воспользоваться моментом (финансовый кризис, начало мировой рецессии, фондовая паника) и пойти на либерализацию экономики и широкомасштабную кампанию по приватизации для мест-ной номенклатуры. МВФ часто дает деньги именно под реформы. Ходят слухи, что указ о системной либерализации уже подписан. Под него же скоро будет подписан декрет о стопроцентном гарантировании вкладов физлиц и отмене декларирования доходов вкладчиков. Законодательная почва для раздачи активов также подготовлена. Так что финансовая помощь от МВФ весьма кстати.

У России брать больше не с руки: она потребует введения в Беларуси российского рубля. А зависимость от восточного соседа и без того угрожающая. МВФ же в контексте мирового финансового кризиса склонен быстро и позитивно рассматривать заявки на кредитные ресурсы. В списке бенефициаров уже значатся Венгрия, Исландия, Пакистан и Украина. По этим странам экстренное кредитование легко объяснимо. Например, в Венгрии и Исландии случился обвал фондового рынка, потеряли устойчивость банки, а быстрый отток капитала обес-кровил финансовую систему. В Беларуси же такого нет и в помине. Поэтому видеть нашу страну в одном ряду с теми, кто уже в кризисе, непривычно.

Для антикризисного финансирования МВФ имеет как минимум $200 млрд. Через две дополнительные кредитные линии - General Arrangements to Borrow и New Arrangements to Borrow - можно увеличить эту сумму примерно на $53 млрд. Так что правительству осталось доказать политически абсолютно некорректный тезис, согласно которому Беларусь находится в состоянии финансового, валютного, бюджетного или общесистемного экономического кризиса.

Для внутреннего потребления пропагандистский мессидж очевиден: развитие страны устойчивое, экономика конкурентна, наши товары всем нужны, мы готовы стать тихой гаванью для бегущих из стран Запада и Востока денег. Для приезжающей же миссии МВФ (она пробудет в Минске с 27 октября по 6 ноября) нужно будет доказать, что $2 млрд. нужны по причине кризиса в белорусской экономике.

Когда стране вдруг в одночасье становится необходимо получение кредитов на сумму, составляющую почти 7% ВВП, причем упоминания об этих деньгах нет ни в утвержденном бюджете-2009, ни в одном из открытых документов, диагноз эффективности работы экономических властей не вызывает сомнений. Справиться с уже устойчивым дефицитом текущего счета платежного баланса они не смогли. В 2008г. он запланирован на уровне 5,9% ВВП, а в 2009г. - уже 8,0% ВВП. Опираясь на размер валового продукта Беларуси, предусмотренный в законе о бюджете, это составляет $5,8 млрд. С учетом ухудшения ценовой конъюнктуры на минеральные продукты, металлы, удобрения и товары машино- и автомобилестроения погружение в долговую яму весьма кстати.

Многолетний глава ФРС США Алан Гринспен признал свои ошибки в управ-лении денежной системой страны и, по сути, всего мира. Пора бы и нашим полисимейкерам признать, что они построили такую модель экономики, которая при первом же соприкосновении с серьезными внешними шоками дала трещины. Или не дала?

CПРАВКА «БелГазеты». В новых механизмах организации заимствований от МВФ участвуют 26 стран-кредиторов. Кредитный пул - около $47 млрд. Кредиты могут быть выделены с согласия стран-участниц, обеспечивающих финансирование, а также совета директоров МВФ. Этот механизм был использован в декабре 1998г., когда Бразилия получила около $4 млрд. Общие механизмы организации заимствований были запущены в 1962г. Странами-участницами являются Бельгия, Канада, Германия, Франция, Италия, Япония, Голландия, Швеция, Швейцария, Британия и США. После череды кризисов в Латинской Америке объем кредитования был увеличен до $25 млрд. Общие механизмы заимствований были использованы 10 раз. Последний раз - в июле 1998г., когда Россия получила около $2 млрд. кредита за месяц до дефолта. Ранее кредитование шло под проценты, которые были ниже процентной ставки SDR (Special Drawing Rights, «специальные права заимствования» - единица, рассчитываемая на основе корзины валют - доллар США, евро, йена, британский фунт, и используемая МВФ для учета финансовых и торговых операций).
Добавить комментарий
Проверочный код