Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
Количество проголосовавших: 58
от призыва в армию
 41.38%
от бедных родственников
 15.52%
от оплаты коммунальных услуг
 12.07%
от вредных привычек
 6.90%
от прохождения флюрографии
 24.14%
№43 (664) 27 октября 2008 г. Личный вкус

Почти додекафония

27.10.2008
камерТОН

Боря ВЕБЕР

В продолжение фестивальной программы «Белорусской музыкальной осени» Государственный академический симфонический оркестр Беларуси под управлением Александра Анисимова представил публике «Лирическую симфонию» Александра фон Цемлински. В Минске произведение звучало впервые.

Австрийско-немецкая программа начала прошлого века заинтересовала отнюдь не многих. В тот вечер число музыкантов на сцене Большого зала Белгосфилармонии лишь незначительно уступало числу зрителей в партере. Впрочем, учитывая, что на сцене находился коллектив симфонического оркестра, - это не так уж мало.

На пресс-конференции, посвященной открытию 35-го фестиваля «Белорусская музыкальная осень», об этой программе Александр Анисимов говорил с особым трепетом. «Эмоциональная, красивая, необычная - почти додекафония на немецком языке», - так маэстро охарактеризовал «Лирическую симфонию» фон Цемлински. Не определившись окончательно, премьерной ли является для Минска «Жизнь героя» Рихарда Штрауса, Александр Анисимов указал на несомненный интерес к ней публики. Ремарка к месту: для оркестра монументальная симфоническая поэма - рубеж, за которым можно «позволить себе эксперименты», пробовать сыграть своими силами, без приглашенных музыкантов, не говоря уже о сугубо академической радости приобщения к малоизвестным шедеврам мировой музыки.

Цемлински - фигура весьма специфической судьбы и дарования. Являясь, возможно, одним из лучших дирижеров своего времени (и уж точно не последним среди австрийских композиторов эпохи позднего романтизма), Александр фон Цемлински умер в 1942г. в эмиграции и нищете. Только спустя 30 лет, в год 100-летнего юбилея композитора, о нем вспомнили. С тех пор наблюдается неизменный рост внимания к творчеству Цемлински, с 2000г. его активно играют в России - Рождественский, Гергиев, Юровский. В справочниках Цемлински записывают в учителя Арнольда Шёнберга - хрестоматийного самоучки, по случаю взявшего у своего шурина Цемлински несколько уроков контрапункта. Уместнее было бы считать Цемлински запоздалым предвестником торжества нововенской школы: не столько предвещающим уже происходящее, сколько стилистически добавляющим лишнее звено между музыкой Альбана Берга (звучащей, кстати, примерно в это же время в Малом зале филармонии) и Рихарда Штрауса (весьма удачно продолжившей программу концерта в зале Большом).

«Лирическую симфонию в семи песнях» Александра фон Цемлински на стихи Рабиндраната Тагора Государственный симфонический оркестр представлял вместе с солистами Ириной Крикуновой (сопрано, Россия) и Дайнюсом Сумбрасом (баритон, Литва). Нельзя сказать, что услышанное доставляло какое-то особенное удовольствие или хотя бы складывалось в целостную картину, - музыку того времени как раз меньше всего можно уличить в подобных вещах. «Лирическая симфония» - это гимн уходящему большому стилю и сдержанное приветствие стиля нового, прагматичного и даже жестокого. Кропотливо скопированные мелодии романтической эпохи обрывками свисают с голых ветвей индустриального древмассива, а на первом плане разыгрывается драматическая история любви индийского принца - тема, сегодня дискредитированная в глазах взыскательной публики почти полностью. Больше, чем твердых впечатлений, премьера «Лирической симфонии» оставляла знаков вопроса, что уже можно считать весьма полезным и прогрессивным явлением для белорусской сцены.
Добавить комментарий
Проверочный код