Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№43 (664) 27 октября 2008 г. Личный вкус

Почти додекафония

27.10.2008
камерТОН

Боря ВЕБЕР

В продолжение фестивальной программы «Белорусской музыкальной осени» Государственный академический симфонический оркестр Беларуси под управлением Александра Анисимова представил публике «Лирическую симфонию» Александра фон Цемлински. В Минске произведение звучало впервые.

Австрийско-немецкая программа начала прошлого века заинтересовала отнюдь не многих. В тот вечер число музыкантов на сцене Большого зала Белгосфилармонии лишь незначительно уступало числу зрителей в партере. Впрочем, учитывая, что на сцене находился коллектив симфонического оркестра, - это не так уж мало.

На пресс-конференции, посвященной открытию 35-го фестиваля «Белорусская музыкальная осень», об этой программе Александр Анисимов говорил с особым трепетом. «Эмоциональная, красивая, необычная - почти додекафония на немецком языке», - так маэстро охарактеризовал «Лирическую симфонию» фон Цемлински. Не определившись окончательно, премьерной ли является для Минска «Жизнь героя» Рихарда Штрауса, Александр Анисимов указал на несомненный интерес к ней публики. Ремарка к месту: для оркестра монументальная симфоническая поэма - рубеж, за которым можно «позволить себе эксперименты», пробовать сыграть своими силами, без приглашенных музыкантов, не говоря уже о сугубо академической радости приобщения к малоизвестным шедеврам мировой музыки.

Цемлински - фигура весьма специфической судьбы и дарования. Являясь, возможно, одним из лучших дирижеров своего времени (и уж точно не последним среди австрийских композиторов эпохи позднего романтизма), Александр фон Цемлински умер в 1942г. в эмиграции и нищете. Только спустя 30 лет, в год 100-летнего юбилея композитора, о нем вспомнили. С тех пор наблюдается неизменный рост внимания к творчеству Цемлински, с 2000г. его активно играют в России - Рождественский, Гергиев, Юровский. В справочниках Цемлински записывают в учителя Арнольда Шёнберга - хрестоматийного самоучки, по случаю взявшего у своего шурина Цемлински несколько уроков контрапункта. Уместнее было бы считать Цемлински запоздалым предвестником торжества нововенской школы: не столько предвещающим уже происходящее, сколько стилистически добавляющим лишнее звено между музыкой Альбана Берга (звучащей, кстати, примерно в это же время в Малом зале филармонии) и Рихарда Штрауса (весьма удачно продолжившей программу концерта в зале Большом).

«Лирическую симфонию в семи песнях» Александра фон Цемлински на стихи Рабиндраната Тагора Государственный симфонический оркестр представлял вместе с солистами Ириной Крикуновой (сопрано, Россия) и Дайнюсом Сумбрасом (баритон, Литва). Нельзя сказать, что услышанное доставляло какое-то особенное удовольствие или хотя бы складывалось в целостную картину, - музыку того времени как раз меньше всего можно уличить в подобных вещах. «Лирическая симфония» - это гимн уходящему большому стилю и сдержанное приветствие стиля нового, прагматичного и даже жестокого. Кропотливо скопированные мелодии романтической эпохи обрывками свисают с голых ветвей индустриального древмассива, а на первом плане разыгрывается драматическая история любви индийского принца - тема, сегодня дискредитированная в глазах взыскательной публики почти полностью. Больше, чем твердых впечатлений, премьера «Лирической симфонии» оставляла знаков вопроса, что уже можно считать весьма полезным и прогрессивным явлением для белорусской сцены.
Добавить комментарий
Проверочный код