Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Президент России предложил обязать белорусские НПЗ использовать российскую инфраструктуру для экспорта нефтепродуктов. Чем это грозит Беларуси в случае отказа от смены логистики?
сокращением поставок нефти из РФ
введением РФ пошлин на нефть
ростом экспорта из РБ нефтепродуктов под видом разбавителей/растворителей
российские войска останутся в РБ после «Запада-2017»
ничем, накануне выборов Путин не пойдет на конфликт с Минском
№43 (664) 27 октября 2008 г. Контекст

Иосиф Пригожин: «Это Луиза Чикконе, человек-развратник...»

27.10.2008
Почему российская попса так и не покорила мир

Татьяна КАРЮХИНА

Российский музыкальный продюсер Иосиф Пригожин на прошлой неделе высказал мысль, что западные поп-звезды копируют музыку российских исполнителей. По его мнению, зарубежные исполнители «заимствуют наш шансон и делают модные аранжировки». Но, если «соединить наших композиторов и зарубежных аранжировщиков, получится бесценный тандем».

В беседе с корреспондентом «БелГазеты» российский продюсер рассказал, кто у кого чаще заимствует: российские исполнители у западных коллег или наоборот. Поделился мыслями, почему 4 Minutes Мадонны и Джастина Тимберлейка напоминают ему песню Валерии «Часики». И, наконец, объяснил, почему россияне в свое время могли «диктовать моду на музыку», но «упустили эту возможность».

- Вы можете доказать, что западные поп-звезды заимствуют мелодии у российских исполнителей? Ведь всегда было наоборот: российские исполнители славились римейками зарубежных хитов.

- Конечно! Иосиф Пригожин никогда не был голословным, он всегда говорит то, что думает. И это никого не должно обижать. Хотя, скажу честно, я никого не обвинял. И тем более не оскорблял. Мы с Лерой (певица Валерия, жена Иосифа Пригожина. - Т.К.) были в эфире «Авторадио», в программе «Хит-парад», и высказывали свое мнение насчет той или иной композиции. Поймите еще и то, что все проходило в легкой форме, никому не высказывались никакие претензии, мы шутили, комментировали.

Вот, к примеру, я сказал, что у Кристины Орбакайте, которую я безгранично уважаю и люблю, в репертуаре есть песня «Солнце». Когда нам ее поставили, я заметил, что вступление напоминает вступление из песни Земфиры «Искала». И это ни в коем случае не вина артиста, это упущение аранжировщика. Подчеркиваю, аранжировщика. А что после этого стало появляться в СМИ? За меня уже придумали то, чего и не было.

Ведь музыку пишет не Мадонна, не Кайли Миноуг, а композиторы. Потом мелодии проходят обработку. Но некоторые из этих людей разучились писать музыку и уже начали заимствовать то, что слышат у других. Возьмите последнюю песню Мадонны Give it to me. Это же чистый шансон! По ритму: унца-унца, унца-унца... Послушайте внимательно - и сами в этом убедитесь.

Нас, наших авторов, все время обвиняют в плагиате. Да, бывает и такое: наши композиторы иногда грешат этим. Но когда западные композиторы делают то же самое, никто об этом почему-то не говорит.

- Например?

- Ну вспомните хотя бы клип «Ворона», который сделал Максим Фадеев. Через некоторое время похожий появляется у Мадонны. Естественно, он получил большее внимание, чем работа Линды.

Или последний пример из жизни. Стоило Алле Борисовне (Пугачевой. - Т.К.) открыть собственное «Радио Алла», как ее примеру последовала Мадонна: она открывает радио в Париже. Почему в Париже? Непонятно! Вообще, в современном шоу-бизнесе наблюдается такая тенденция: все друг у друга что-то заимствуют. Придумывать креативные вещи не модно, проще «подсмотреть» и «перенять» у кого-то уже готовую идею.

Или понятно, что история с песней Валерии «Часики» - использование одного элемента («тик-так, тик-так») - лежит на поверхности. Но могу сказать, что песня «Часики» в Китае, Польше и во многие других странах была мегахитом. А все композиторы по всему миру слушают музыку с утра и до ночи. И выдергивают самое лучшее - это их бизнес. И они же пытаются нам навязывать музыку, которую у нас и придумали: потому что основа для 4 Minutes взята у песни «Часики».

Сегодня песни уже никто не пишет. Сегодня песни компилируют. И пусть мне хоть один композитор или аранжировщик, американский ли, английский ли, скажет, что это не так. И еще раз скажу: здесь нет вины артистов. Я не думаю, что в этом Мадонна виновата или Дженнифер Лопес, или Кайли Миноуг. Со многими артистами это случается: всего семь нот, трудно придумать что-то новое. Но то, что мы, россияне, могли диктовать моду на музыку во времена триумфа «Тату», это факт. У нас была такая возможность, но мы ее упустили.

- Каким образом?

- А это уже вопрос к продюсерам группы «Тату» и к исполнительницам. Они просто упустили этот шанс. И сейчас трудно стучаться в закрытые двери. Мало того, что в мире отношение к русским неодно-значное, но еще и возникают разные ситуации, когда оказывается, что и там «Тату» побывали, и тут наследили. Японец, с которым мы ведем переговоры, сказал сразу: «О нет, нет, нет». И это реакция не на нас, а на «Тату». Я с этим столк-нулся. Сколько раз они подставляли организаторов в Японии! Не начинали вовремя концерт, часами заставляли людей ждать. У них была такая грандиозная возможность: «Тату» получили то, что в этой жизни не получал никто. Они пробили эту стену, и за ними пошла бы цепочка. Но...

Я не могу обвинять их во всех бедах и не говорю, что из-за них у нас что-то не получается. У нас все получается! Но я говорю о том, что могло бы уже быть.

- А с какими песнями российские исполнители могли бы пойти к западному слушателю?

- Я могу назвать десяток авторов - круче Timberland на десять порядков. Я вам гарантирую это! Например, Игорь Матвиенко. Он знает, как сделать хит. И я уверен, что с любой песней Игоря Матвиенко, с хорошей иностранной аранжировкой, мы можем смело идти на Запад. И она займет достойные позиции в зарубежных чартах, поверьте моему чутью. То же самое могу сказать о Викторе Дробыше. Хотя в ситуации с «Часиками» он совершил не очень хороший поступок - не согласовав с нами, он отдал песню финской певице. Но могу сказать, что песня заняла первое место в чартах Финляндии.

- Почему же тогда российские исполнители зарабатывают деньги на эмигрантской аудитории?

- А никто из них не тешит себя иллюзиями. Или их устраивает положение дел: работаем в России, строим артистов корпоративного уровня. И никто не стремится работать на стадионах: ведь когда человек почувствовал себя неплохо, ему уже не хочется никуда рваться. Люди успокаиваются. Не хватает энтузиазма: желание есть, а попу поднять лень. А мы взяли и подняли - и пошли. Я один из тех сумасшедших, кто по собственной инициативе подтолкнул Валерию: «Давай поработаем с западными авторами, аранжировщиками». Это своего рода эксперимент. И мы сознательно пошли на него: хотелось поработать, подвигаться. Надоело делать одно и то же, хочется развития. Хочется чего-то большего. Артист должен совершенствоваться, идти в ногу со временем. Ведь жизнь - жестокая вещь: пропал на некоторое время, и твое место могут очень быстро занять. Поэтому мы и работаем, стараемся все время удивлять поклонников Валерии, радовать их.

Поверьте, она действительно хорошая артистка: Валерия достойна стоять на одной сцене с Кристиной Агилерой. Я даже думаю, если бы был такой чемпионат по вокальному искусству, как минимум два потенциальных чемпиона у нас уже было бы - Лариса Долина и Валерия. Ведь если бы лет

20-30 назад у Долиной был хороший продюсер, я вам гарантирую, она была бы звездой мирового уровня. Не хуже, даже лучше других мегазвезд, которых предлагает нам Запад. Ну почему мы все время пляшем под чужую дудку?

- Не собираетесь доказать в суде, что авторы песни 4 Minutes заимствовали у вас мелодию?

- Да никто этим заниматься не будет! Повторяю, я не «делал заявлений», как пишут на сайтах, не рвал на себе рубашку с криком: «Мадонна у нас украла...» И никого ни в чем не обвинял. Я лишь сказал, что в ее песне использован наш элемент. Хотя по поводу Мадонны замечу: будучи развратной женщиной, она вообще не имеет права носить имя «Мадонна», т.е. «мать». Это Луиза Чикконе, человек-развратник, которая ради пиара использует крест, эксплуатирует христианские святыни. И агитирует за политических деятелей на концертах. Она большая звезда, с этим никто не спорит. Но если эта звезда зажглась в таком масштабе, она не имеет права произносить на концертах: «Давайте голосовать за...» Я простой зритель и, придя на ее концерт где-нибудь во Франции, не должен слышать, что «Маккейн - Гитлер». Кто дает ей право оскорблять его? Извините, люди купили билет на концерт, а не на вечер политической пропаганды.

В эфире «Авторадио» я высказал свои мысли и по поводу группы «БиС». Я сказал, что мне не нравится эта группа, потому что они выглядят педиками, очень уж слащаво. Это же нормально, когда коллеги по цеху говорят: «Ребята, вы делаете хорошие песни. Но видео испортило все представление о вас». И, может быть, они услышат мою позицию, сделают выводы. И в следующий раз их покажут либо мужчинами, либо голубыми. А то непонятно, кто их аудитория. Я понимаю, что продюсеры, может быть, уже были не в состоянии изменить то, что уже отсняли. Но у нас дефицит мужчин, дефицит нормальных женщин на сцене: все превратилось в один сплошной клубок.

- Кто у кого чаще и больше заимствует: российские исполнители у своих западных коллег или наоборот?

- По-разному. Если положить на весы их компиляции и наши за последние десять лет, то мы, наверное, больше проиграем. Но вспомним и песню Стинга Russians: даже он использовал мелодию русского классика Прокофьева. И голос диктора Кириллова.

- Западные аранжировщики предпочитают работать не с современным музыкальным материалом, а с классикой?

- В том числе. Они знают нашу классику - база у нас громаднейшая. И поэтому базу они все равно частично используют. Это я сейчас стал понимать. Они же на все обращают внимание: «О, пошла сейчас песня Dafi». Будем делать песни в стиле Dafi. И в одну и ту же лузу они загоняют и загоняют шары - это простая схема. А мы эту схему повторяем.

- Разве известные российские артисты не подражают модным западным аранжировкам?

- Подражают. И у них моднее аранжировки, но простому слушателю нужны, конечно же, простые песни, такие как «Часики», «Ты грустишь». А все, что связано с экспериментами, он часто сразу воспринимает в штыки.

- Белорусов вы можете обвинить в заимствованиях?

- Я не очень хорошо знаком с белорусской музыкой. У вас много интересного и модного: есть ребята, что поют«Ты, ты кинула, ты…» - группа «Ляпис Трубецкой». И ваш Серега мне нравится. Это хорошие ребята, они смогли остаться оригинальными.

- Недавно глава Первого канала Константин Эрнст в интервью журналу Rolling stones заметил, что с начала 90-х в российской музыке почти ничего интересного не создано. Из исполнителей он называл только Земфиру...

- Эрнст не является последней инстанцией. Я уважаю его мнение, но он многих пропустил. За это время ох как много всего появилось… Вспомните хотя бы феномен «Ласкового мая». Юра Шатунов - тоже в своем роде явление. Кажется, что он стоит где-то на ступеньку ниже. Но это все равно явление! Он до сих пор продолжает интересовать публику, и за границей, и у нас люди до сих пор ходят на его концерты. А сколько кассет было записано у группы «Ласковый май»! Этот рекорд, думаю, не повторит никто, ни одна звезда! Даже те, кому плеваться хотелось от песен группы «Ласковый май». Эту группу да перенести в наше время, ту популярность на существующую экономическую базу… Эти ребята были бы просто олигархами от шоу-бизнеса!

Я ни в коем случае не спорю, что Земфира - это явление. Но, помимо нее, на нашей эстраде есть еще очень много хороших, талантливых артистов: Леонид Агутин, Лариса Долина, Валерий Леонтьев, Николай Басков, Валерия, «Алиса», «Наутилус Помпилиус», Володя Пресняков, Григорий Лепс, мэтр Иосиф Кобзон. Всех сразу и не перечислить.

СПРАВКА «БелГазеты». Президент группы компаний Nox Иосиф Пригожин родился в Махачкале в 1969г. В 1985г. приехал в Москву. Играл в театре-студии, работал тур-менеджером концертных программ. В 1989г. организовал первый показ моделей Юдашкина. Как продюсер на телевидении дебютировал в начале 90-х, когда в эфир вышли «Супершоу-91» и программа «Клуб Тэ». Создал одну из крупнейших звукозаписывающих компаний - «ОРТ-Рекордз». В 2000г. окончил ГИТИС и получил диплом продюсера. В том же году основал независимый рекорд-лейбл «Нокс Мьюзик». Один из самых влиятельных людей российской музыкальной индустрии. Член Ассоциации музыкальных продюсеров, доктор искусств Академии альтернативных наук, удостоен премии «Овация» как лучший продюсер 1998г.
Добавить комментарий
Проверочный код