Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№41 (662) 13 октября 2008 г. Экономика

Штрафной в затылок

13.10.2008
Совмин - за ужесточение административной ответственности бизнеса

Ярослав РОМАНЧУК

Не успели отгреметь баталии по постановлению Минэкономики N179, как правительство решило отомстить бизнесу за публичное унижение в виде отмены этого документа. Вниманию президента представлены изменения в кодексы Беларуси по вопросам уголовной и административной ответственности. Чиновники предлагают вдвое увеличить штрафные санкции для бизнеса и существенно расширить полномочия номенклатуры по наказанию предпринимателей.

В последние три года бизнес-сообщество, структурированное в ассоциации и союзы, существенно активизировало усилия по представлению и защите своих интересов. От политики нескоординированного лоббирования отдельных фирм малый бизнес перешел к практике системных предложений, изложенных в Платформе национального бизнеса. Сейчас идет работа над аналогичным документом на 2009г. Предприниматели скооперировались с экспертным сообществом и представили властям убедительные, конкретные предложения по теме, которую активно продвигает президент страны, - по созданию благоприятного делового климата.

Видимо, от такого конструктивного подхода кому-то в Совмине стало не по себе: привыкли к тому, что бизнес-союзы просят за кого-то конкретного (контракт на госзакупки, аренда, льготы по налогам или импорту, содействие в судебном споре, разборках с контрольными органами), а тут - за всех и для всех… Предприниматели поставили под угрозу существование годами наработанной системы лоббирования. Президент требовал конкретных предложений по улучшению бизнес-климата - бизнес-сообщество их предоставило.

Совмин и конкретно отдельные вице-премьеры болезненно восприняли инициативность предпринимателей. Поскольку публично выступить против национального бизнеса правительство не может, оно раз за разом придумывает разные способы его дискриминации и ликвидации наиболее продвинутых игроков частного сектора по закону. Именно для этого создавалось постановление Минэкономики N179 по ценам на импорт. Именно для этого Совмин жестко отстаивает ценовое регулирование, хотя его провал при инфляции в 20% очевиден. Именно с этой целью Совмин решил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях и ужесточить штрафы и наказания для бизнеса.

Пока бизнес стонет от огромных штрафов, когда за недостающую запятую в документе можно лишиться всего товара и даже компании, правительство решило еще больше ужесточить штрафы и наказания.

Республиканская конфедерация предпринимательства предложила подойти к ревизии контрольно-надзорной деятельности, системы штрафов и наказаний системно. Правительству переданы двенадцать конкретных оферт, исходя из договоренностей с представителями Совмина в рамках полуторагодового диалога в рабочей группе по штрафам и наказаниям. Среди них - изменение привязки штрафов от базовых величин к процентам от среднемесячной зарплаты; ограничение максимального размера штрафа 50% ЗП; установление предельного размера совокупного штрафа в течение года не более 10% от годового валового дохода; обязанность госорганов обосновывать размер ущерба, нанесенного государству, отмена нормы, когда за одно и то же нарушение наказываются должностные лица и субъект хозяйствования. Предприниматели настаивают на запрете конфискации имущества без решения суда и введении административной ответственности за «вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования несобственников предприятия».

Чиновники выслушали бизнес-сообщество и предложили поступить с точностью до наоборот. В ст.6.10 оставлена норма, согласно которой конфискация будет распространяться не только на собственника имущества, но и на «орудия и средства совершения административного правонарушения». В ч.2 ст.6.12 решение о взыскании стоимости предметов, товаров, транспортных средств предлагается осуществлять при получении «заключения специалистов об экономической целесообразности» такого действия.

Правительство предлагает оставить привязку штрафов к базовым величинам (сегодня БВ - Br35 тыс.). ИП за разные нарушения может получить штраф от 400 до 1000 БВ, юрлицо - до 2000 БВ. Это в 2 раза больше, чем в действующей редакции. Появилась такая формулировка, как «иные нарушения порядка ведения кассовых операций». За них можно получить штраф до 20 БВ. Предложения правительства существенно расширяют поле для субъективных интерпретаций закона и, следовательно, для злоупотреблений, дискриминации и коррупции.

Если экспортер вовремя не получил плату за поставленный товар, то по действующему законодательству он может быть оштрафован от 10 до 30 БВ. Правительство предлагает резко ужесточить наказание - до 2% от неполученных вовремя средств за каждый день превышения срока оплаты. За уничтожение бухгалтерских документов вместо штрафа в 10-35 БВ предлагается увеличить предельный штраф до 100 БВ, а за нарушение правил хранения предусмотрен штраф от 4 до

35 БВ. За завышение или занижение цен вместо 40 БВ правительство предложило штраф в двойном размере суммы выручки, полученной в результате нарушения режима ценообразования. За завышение стоимости строительно-монтажных работ предлагается увеличить штраф до 150% от суммы завышения (было 100%), причем данная норма почему-то не распространяется на бюджетные организации…

Правительство предлагает ввести норму осмотра помещения юрлица или ИП «без санкции прокурора», если«следы административного правонарушения… могут быть из-за промедления с их обнаружением утрачены…» Все это «в исключительных случаях». Легко себе представить, во что может вылиться практическая реализация данной нормы.

Чиновники предложили такие нормы, когда руководителя предприятия можно привлекать к уголовной ответственности за неисполнение их, чиновников, распоряжений. Они хотят наделить себя полномочиями налагать административный арест на должност-ное лицо организации.
Добавить комментарий
Проверочный код