Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№41 (662) 13 октября 2008 г. Экономика

$150 млрд. для 10 тыс. белорусов

13.10.2008
Номенклатура готовится строить капитализм

Ярослав РОМАНЧУК

Белорусские власти медленно созревают для модернизации страны. К этому их уже подталкивают госэксперты из Института экономики НАН Беларуси, Института экономики при Минэкономики и БГЭУ, представившие в Совмин комплексную госпрограмму модернизации экономики Беларуси (КГПМ). Эксперты утверждают: «В истории любой страны бывают этапы, когда требуются кардинальные решения проблем модернизации на основе комплексного программного подхода».

БОЛЬНОЙ ПОТЕЛ И УЛЫБАЛСЯ

Госэксперты диагностируют состояние белорусской экономики как перегрев, указывая на быстрый рост совокупного спроса, в т.ч. в результате роста внешнего долга в 2007г. на $5,93 млрд. при росте ВВП на $7,8 млрд. Другими признаками перегрева являются высокая инфляция (в 2008г. даже при жестко регулируемых ценах она может составить 20%), недостаток рабочей силы при напряженности на рынке труда, высокий уровень загрузки мощностей конкурентоспособных предприятий, дефицит мощностей стройорганизаций, не успевающих освоить инвестиции и справиться с ростом цен на недвижимость.

Среди других проблем - растущий дефицит торгового и платежного балансов, стремительные темпы роста госкредитования и скудость ресурсной базы для развития новых технологий. Иными словами, власти выжали максимум из того, что есть. Как констатируют эксперты, «существующая система ценообразования в стране ограничивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в ряде отраслей, сдерживает их экономическое развитие и в большинстве случаев не позволяет организовывать устойчивую рентабельную работу».

Пора менять факторы, которые влияют на конкурентоспособность страны. Под этим госаналитики видят «ее способность обеспечивать стабильно высокий относительно других стран уровень конечного потребления и валового накопления в расчете на душу населения». И, как следствие, КГПМ «в одних сферах будет основываться на стратегии догоняющего развития при энергичном заимствовании у других стран эффективных институтов и технологий; в других - на стратегии лидерства с максимальным использованием собственных продвинутых разработок и инноваций». Сов-мину предлагают заменить не только станки и оборудование, но и «институты и организационно-экономические механизмы».

ПРЕИМУЩЕСТВА БЕЗ ИМУЩЕСТВА

Авторы КГПМ считают конкурентными преимуществами Беларуси выгодное географическое положение, запасы отдельных видов полезных ископаемых (калийные удобрения, глина, цементное сырье, лес). Использует страна эти преимущества далеко не в полной мере. Из-за отсутствия гарантий прав собственности, таможенно-тарифного регулирования и неразвитой инфраструктуры Беларусь теряет сотни миллионов долларов на транзите грузов.

Страна богата землей, лесами и озерами, но сохранение монополии государства на них не позволяет вовлечь их в полноценный экономический оборот. Со ссылками на индекс человеческого развития ООН аналитики продолжают считать, что наши трудовые ресурсы отличаются «трудолюбием, соответствующим менталитетом и относительно высоким уровнем общего и профессионального образования». Увы, с этим утверждением все чаще не согласны инвесторы в строительном секторе, электронике и машиностроении, пациенты врачей и родители учащихся школ и студентов вузов.

Проходит период благоприятной ценовой конъюнктуры, а «РБ преимущественно конкурирует за счет производства высоколиквидной, но низкотехнологичной продукции (калийные удобрения, нефтепродукты, отдельные виды химической продукции, черные металлы)». Кроме того, «одной из причин недостаточной конкурентоспособности белорусской экономики и высоких транзакционных издержек по-прежнему являются неблагоприятная экономическая среда, неразвитость современных рыночных институтов, недостаточные мотивационные механизмы».

Авторы доклада делают еще один очень нелицеприятный для правительства вывод: «Сегодня в Беларуси практически отсутствуют конкурентные преимущества в таких сферах, как развитие финансовых рынков, защита прав собственности, свобода инвестиций (защита прав инвесторов), свобода от коррупции, открытие и закрытие бизнеса (большое количество процедур и значительные затраты времени), налоговое и ценовое администрирование, значительный объем налоговых платежей, наличие индивидуальных налоговых льгот».

БЕНЕФИЦИАРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

Модернизацию экономики госэксперты справедливо предлагают начать с реформы системы госуправления. Сегодня 25 министерств, 7 госкомитетов и

7 организаций, подчиненных Совмину, стали источниками жесткой межведомственной конкуренции. Предлагается делегирование отдельных функций управления на местный уровень, ликвидация дублирующих друг друга ведомств, отказ от навязывания экономическим субъектам параметров развития, систематическое партнерство государства и бизнеса.

Программа делает акцент на создание крупных корпоративных структур «на базе предприятий госконцернов». Они

должны превратиться в объединения коммерческих организаций различных форм собственности, «а функции государственного регулирования ими передать отраслевым министерствам». По сути, программа предлагает узаконить механизмы бесплатного перераспределения активов государства в пользу избранных частных структур.

Если такой подход будет принят, приватизация закончится тихо, спокойно, без вовлечения малого бизнеса и ненужных иностранцев. Руководители отраслевых министерств и привилегированных коммерческих структур станут основой олигархии. Именно эти лица заинтересованы в реализации представленной программы.

ВХОД НА РЫНОК - ПО СПЕЦПРОПУСКАМ

Беларусь стоит на пороге приватизации. Предлагается реализовывать объекты госсобственности «на конкурсной основе, за деньги, на условиях равнодоступности приобретения». При этом «контрольные пакеты акций на начальном этапе предполагается оставлять в собственности государства».

Представим: сначала «свои» люди покупают небольшой пакет акций госпредприятия. Затем это ОАО вступает в один из созданных отраслевых холдингов. Потом через нехитрые манипуляции внутри холдинга владельцы небольшого пакета получают де-факто контроль над всем АО. Наконец, после доведения цены акций до нужного уровня осуществляется передача (или продажа по символической цене) контрольного пакета или всех активов. До 2010г. по предложенной схеме будут проданы объекты, которые утвердил Совмин постановлением N1021 от 14.07.2008г. Активизируется процесс отчуждения «неиспользуемых, неэффективно используемых объектов, объектов незавершенного строительства». Возрастает мотивация директоров и их начальников искусственно банкротить предприятия.

Рыночный оптимизм испаряется после ознакомления с предложениями по модернизации инвестиционной сферы. По мнению авторов, «важнейшим инструментом инвестиционной политики является реализация государственных целевых программ». Они предлагают вовлечь в «инвестиционный процесс отечественных производителей машин, оборудования и др.». Как будто до сих пор эти госпредприятия не имели неограниченного доступа к ресурсам государства!

Мало того что номенклатурный бизнес намерен бесплатно или задешево получить госактивы, он еще хочет продолжить качать деньги из бюджета в рамках госпрограмм. Для этого идеально подойдут государственно-частные холдинги. Для полной ликвидации кредитных рисков номенклатурного бизнеса предлагается создать гарантийные фонды.

Сегодня две трети зарегистрированных малых и средних предприятий (МСП) не занимается хозяйственной деятельностью (48 тыс. из 53 тыс.). В странах ЕС административные барьеры обходятся МСП в 3% ВВП, в РБ - примерно в 8-10% ВВП. Авторы программы предполагают, что участие МСП в госзакупках улучшит их положение. Да, улучшит, но далеко не всех, а лишь тех, кто ближе всего к организаторам этих самых госзакупок.

Программа предусматривает модернизацию человеческого капитала, но без реальной приватизации системы образования. Авторы программы полагают, что «белорусская система образования в состоянии конкурировать с системами образования не только стран СНГ, но и рядом европейских». Они оперируют валовыми показателями (число студентов, людей с высшим образованием), а не тем, какое количество белорусов управляет ведущими корпорациями мира или сколько наших вузов входят в тысячу лучших университетов мира (правильный ответ: «ноль»).

* * *

Над комплексной госпрограммой модернизации экономики Беларуси работали преимущественно те же люди, которые расписывали планы трех последних белорусских пятилеток. Реализация программы создаст капитализм для 10 тыс. белорусов. Остальные 9 млн. будут обслуживать этих счастливчиков.

Предлагается сделать шаг навстречу рвущейся к статусу олигархов топ-номенклатуры страны. Она четко видит неразрешимые проблемы белорусской неоплановой экономики и хочет быть первой и единственной в процессе дележа $150 млрд. госактивов и имущества.
Добавить комментарий
Проверочный код