Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№41 (662) 13 октября 2008 г. Автостоп

СТО кузовоff

13.10.2008
«Не позволяя нам заработать, государство поощряет «серые» станции»

Елена АНКУДО

«Дорого и долго» - такими словами можно охарактеризовать самую дефицитную услугу отечественного авторынка - кузовной ремонт. Импортеры не стремятся расширять площади СТО, если они есть, пессимистично заявляя о неприбыльной, а значит, неэффективной деятельности. Независимые СТО придерживаются иной точки зрения, увеличивая площади и сокращая сроки ремонта. Но большинство владельцев подержанных автомобилей по-прежнему едет в гаражные мастерские, где дешевле и быстрее.

По отзывам ряда топ-менеджеров импортеров, на авторизованных станциях очередь на кузовной ремонт в отдельных случаях достигает четырех месяцев и больше. Поскольку белорусское законодательство жестко ограничивает прибыль дилеров, в частности заставляет отпускать запчасти, устанавливаемые на СТО, по себестоимости, авторизованные станции предпочитают зарабатывать на обычном, более прибыльном ремонте. В результате поставить битый автомобиль на авторизованную СТО удается не всем: на станции нет мест, а у ее руководства - желания.

«Иногда лучше отказать»

Тенденция последнего времени - требование автопроизводителей к белорусским импортерам по открытию специализированных кузовных СТО. Строительство специализированной станции заканчивает в Уручье «Атлант-М», в следующем году рядом со старой СТО «Энергии ГмбХ» ожидается открытие новой, «Эмир-Моторс» мечтает о расширении уже действующей станции, «Ниссан на Куприянова» - об инвестициях. Но жесткая статистика убеждает: вложенные деньги окупятся далеко не сразу.

По сведениям руководителя кузовного участка «Атлант-М Восток» Валерия Новика, на строительство здания СТО, предназначенной для кузовных работ, потребуется около 1,5 млн. евро. Приобретение даже минимального набора современного оборудования обойдется еще в 800 тыс. евро. По мнению Новика, «отбить» вложенные деньги можно за 4-5 лет. Председатель правления БАА, директор импортера VW в Беларуси Сергей Михневич предоставил корреспонденту «БелГазеты» иной расчет, объясняющий отсутствие кузовных СТО у ряда продавцов новых автомобилей.

Переведя евро в доллары, получаем около $3,2 млн. инвестиций. При 15% годовых выплаты по кредиту составят около $800 тыс. За 4 года стоимость СТО составит около $5 млн. - по $1,2 млн. в год, по $100 тыс. в месяц. С учетом затрат, зарплаты персоналу и налогов общий доход должен составить не менее $300 тыс.

Чтобы представить, могут ли СТО заработать такие деньги, сообщаем: средняя стоимость нормо-часа на кузовной станции - около $50. Следовательно, чтобы заработать $300 тыс. в месяц, необходимо вырабатывать 6 тыс. нормо-часов. С таким объемом работ справится станция площадью в 2 тыс. кв. м. Но далеко не у каждой СТО в Беларуси площадь превышает даже 1 тыс. кв. м.

По общепризнанным данным, на 1 кв. м рабочих площадей кузовной станции можно продать не более трех нормо-часов в день, обычной - не более десяти. Это значит, что более простым ремонтом, срок которого не превышает одного-двух дней, можно заработать в 3 раза больше, а инвестиции вернутся в 3 раза быстрее. Если клиент пожелает потратить деньги на восстановление машины, пострадавшей в ДТП, не исключено, что ряд запчастей придется заказывать у производителя. Срок ожидания поставки - до 2 месяцев и больше. Все это время автомобиль стоит под окном хозяина, т.к. на станциях - дефицит мест даже для машин посетителей. Беседуя с корреспондентом «БелГазеты», отдельные руководители СТО не стали отрицать: если клиент доплатит, очередь можно и подвинуть. Однако, учитывая, что около 80% ремонта оплачивают страховые компании, выгоднее все же подождать, пока за ремонт заплатит страховщик.

В ряде случаев страховщик оплачивает ремонт по факту выполненных работ. СТО вынуждена вкладывать в работу собственные средства, только через некоторое время выставляя страховщику счет. «Прежде чем взять машину в ремонт, коллеги даже могут поинтересоваться, в какой компании застрахован автомобиль, - отметил Сергей Михневич. -Иногда лучше отказать, чем ввязываться в длительную историю по требованию денег».

Нужный «серый» сервис

По словам Михневича, порой выгоднее прибегать к услугам партнерских СТО, чем приниматься за тяжелую работу на собственной станции, приносящей мизерную прибыль: «Не позволяя нам заработать, государство поощряет «серые» станции - гаражные мастерские. Они успешно развиваются: спрос на услуги большой. А цены подтягиваются к нашим, становясь дешевле в лучшем случае на треть». «Серые» услуги выгодны дилерам: берясь за дорогие машины, гаражные мастера вынуждены приобретать специфические детали у поставщика. В этом случае дилеру позволено сделать наценку.

По словам Валерия Новика, СТО дает полугодовую гарантию на кузовные работы, «а в случае некачественного ремонта, последствия которого обнаружились даже через два года, закон предусматривает обращение в суд. Если удастся доказать, что ремонтники отклонились от технологии, клиент, скорее всего, отстоит свое право - если останутся документы. Гаражные СТО не дают ни документов, ни гарантии».

В столице работает около тридцати кузовных СТО. Гаражных мастерских больше, но на конкуренцию дилеры на этот раз не жалуются. «При существующей записи на кузовных СТО в 4-5 месяцев, - констатирует Новик, -гаражники создают клиенту дополнительное удобство. Невозможно осилить все количество автомобилей, попадающих в ДТП, их так много, что вопрос конкуренции даже не рассматриваем».

«Для этого есть всё»

Самостоятельные СТО не поддерживают пессимистических настроений. По мнению их руководства кузовные работы начинают набирать обороты, принося прибыль. Очередь ожидания здесь намного меньше, чем у дилеров.

Площадь специализированного сервиса Ferdinand Maler в 633 кв. м вмещает 15 машино-мест. «Хорошее оснащение дает большую пропускную способность, - говорит директор станции Эдуард Брундуков. - Очередь - максимум на неделю. Это позволяет уверенно смотреть в будущее, хотя кузовной ремонт не приносит большой прибыли». Среди партнеров станции - страховые компании и автодилеры. На мощностях, расположенных в Степянке, ремонтируют гарантийные Honda, KIA, Citroen, Opel, Cadillac, Chevrolet, Suzuki. «Со страховыми компаниями идет плодотворное сотрудничество: страховщики готовы даже платить вперед, т.к. от быстрого и качественного ремонта зависит их собственный престиж. Дилеров привлекает хорошее оборудование и большой спектр работ: покраска автомобиля с компьютерным подбором краски, полировка, кузовной ремонт, ремонт бамперов и пластиковых деталей - это далеко не все, что мы готовы выполнить. Правда, не хватает квалифицированных специалистов. Если решить вопрос с кадрами, даже на имеющихся постах можно ликвидировать очереди». Интерес к станции вполне понятен: стоимость нормо-часа - Br62,3 тыс. без НДС.

Похожая ситуация на кузовной СТО «Крисмас» (10 постов, стоимость нормо-часа - Br118,9 тыс.). По словам ее директора Николая Семенюка, прибыль предприятия позволяет думать о развитии: не исключено, что через год начнется строительство новых мощностей.

Серьезное значение антикоррозионной защите материаламиDinitrol, выполняемой в собственном антикоррозионном центре, придает компания «ЕвроМеханика». «Это отдельный вид услуг, необходимый всем автомобилям, - уверяет технический консультант Игорь Соснов. - Он выделяет нас на фоне обычных кузовных СТО. Мы готовы работать, и для этого есть все».
Добавить комментарий
Проверочный код