Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№39 (660) 29 сентября 2008 г. Радости жизни

Всё по барабану

29.09.2008
В Минске прошёл фестиваль барабанщиков

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

Четыре года назад ударник группы Apple Tea Александр Сапега организовал фестиваль барабанщиков (одновременно являющийся и конкурсом-смотром), который в отличие от «Грифомании», еще одного фэста, также посвященного музыкальному инструменту, оказался менее рок-мейнстримовым и предназначенным для серьезного слушателя. Обычно гала-концерты конкурса барабанщиков презентуют музыку элитарную. На это намекает и место проведения фэста - Белгосфилармония, которая по умолчанию придает всем мероприятиям статусное значение. Так было и 15 сентября на гала-концерте фестиваля «Барабанны біт», который посетила корреспондент «БелГазеты».

Начиная с этого года конкурс барабанщиков будет проходить в формате биеннале - раз в два года. «Так музыканты смогут лучше подготовиться к конкурсу, да и конкуренция станет жестче», - считает Александр Сапега. В любом случае, гала-концерт фестиваля был настоящим праздником. Для всех желающих приобщиться к высокому искусству игры на ударной установке был организован мастер-класс барабанщика мирового уровня Крейга Бланделла, до концерта презентовавшего безумное попурри из своих любимых музыкальных стилей и групп.

Белорусские мастера-ударники, играющие со своими коллективами, демонстрировали академичность и яркость, порой даже чуть перебарщивая с выхолощенным эстрадным саундом. Несмотря на то, что ведущий постоянно сыпал шутками и анекдотами о барабанщиках, действо выглядело неким спокойным джазовым концертом, лишенным безумия. Безумие пытались представлять юноши из стрит-шоу Stress, бойко игравшие на резиновых молоточках. В этой группе всех впечатлили только молоточки (видимо, зрителей подсознательно радует не только запредельность, но и что-то из разряда «вы бы так тоже смогли», утверждающее доступность творческого запала всякому желающему), а не их интересная эмбиентная композиция с виброфоном.

Посетителям филармонии хотелось зрелищ и безумия - к счастью, эти желания полностью исполнил Drum Ecstasy. Филипп Чмырь заводил свою знаменитую дрель, зал бесновался, чувствовался первобытный драйв, хотя, согласно стереотипам, фестиваль барабанной музыки и должен состоять исключительно из первобытного драйва.

Белорусские ударники музыкальны и техничны, в них мало суровой дикости - того самого, что есть в Чмыре и что ценят в западных рок-барабанщиках тамошние журналисты. В итоге вся звучавшая со сцены музыка могла звучать и просто так, в рамках, допустим, фэста современных оркестров и джазовых коллективов. Но барабанщики время от времени выдавали соло, а иногда случались сюрпризы - в виде, например, ударника «Тараканов» Сергея Батракова, который вышел на сцену один-одинешенек, сел за отдельно стоящую барабанную установку и самозабвенно сыграл «под минус» несколько своих любимых композиций в рок-стилистике, сочетая расслабленную легкость пластики с четкостью удара. До этого Сергей развеселил зрителя массивным раскатистым соло с обилием дроби и нюансов - по его же словам, «чтобы пощупать барабаны».

Рок-ударники - все немножко позеры. Но есть среди них и скромные люди. Когда у Филиппа Чмыря спросили, будут ли в этом году Drum Ecstasy традиционно устраивать под мостом в центре Минска огненно-барабанное шоу, он аккуратно ответил: «Во время прошлого сейшна подошла милиция и попросила больше такого не делать. И я им пообещал, что больше мы не будем ничего такого устраивать без разрешения. А мы ведь люди честные».

Коллективы, участвующие в фестивале, презентовали крепкие программы, в которых барабаны служили всего лишь приятным фоном. Ансамбль Дениса Шурова выдает мягкий, но напористый джаз-рок. Ударник не стремится выделиться, играя с безупречным чувством ритма и такта, с минимумом украшений. Дуэт Алексея Хайчука (лауреат «Барабанного бита-2006», группа J_Морс) и Сергея Ручкина (лауреат 2007г.) исполнил странную пьесу «Космический коллайдер», намекая на то, что хорошим барабанщикам не обязательно разбираться ни в астрономии, ни в молекулярной физике. Дуэт сочетает джаз с блюз-роком, играя то вкрадчиво и аккуратно, то по-металлически увесисто. Выступление несколько напоминает состязание, доказывая, что формализм и драйв все-таки совместимы.

Владимир Марусич (группа Prior Band) - самый влиятельный барабанщик страны: он играл и с «Песнярами», и с группой «Инспектор». Группа исполняет смесь фанка с джазом и соулом, чередуя стандартные блюзовые ходы с интересными композиционными находками. Владимир на фоне этого звукового пиршества практически не выделяется, но заметно, что именно он соединяет все, что звучит на сцене.

Интересно звучала и молодежь Chifs Band, играющая мощный и нескованный академизмом манерно-раскрепощенный фанк с хрипловатым блюзовым вокалом. А группа ударника Дмитрия Габрусева презентовала богатую оттенками джаз-программу с вкраплениями латина-соула и босса-новы.

Главной звездой вечера, несомненно, был Apple Tea - один из самых убедительных в своем профессионализме коллективов страны. Музыканты перебрасывали музыкальную тему друг другу, будто воздушный шарик, параллельно прислушиваясь к получающемуся саунду. Они не обгоняют друг друга, не соревнуются: все инструментальные соло не признаки суетливой борьбы за техничность, которой часто грешат джазовые музыканты, и не демонстрация пределов возможности исполнителя, а всего лишь способ адекватного построения музыкального высказывания.

Александр Сапега успешно прячет свою техничность за музыкальной риторикой, играя с максимальной содержательностью. Он чувствует своих музыкантов и смотрит на них с удивительным вниманием и уважением, выжидая, чувствуя и подчеркивая своей игрой мельчайшие нюансы того, что происходит на сцене. Неудивительно, что во время финального джема с мэтром Крейгом Бланделлом Сапега мгновенно «сделал» культового зарубежного гостя. Крейг играл, как настоящая барабанная машина - беспринципно, мощно, со сверхзвуковой скоростью, не слыша ничего, кроме себя. Александр Сапега нагнал и опередил Крейга в этом дружеском соревновании - и зрители аплодировали уже обоим.
Добавить комментарий
Проверочный код