Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№39 (660) 29 сентября 2008 г. Радости жизни

Всё по барабану

29.09.2008
В Минске прошёл фестиваль барабанщиков

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

Четыре года назад ударник группы Apple Tea Александр Сапега организовал фестиваль барабанщиков (одновременно являющийся и конкурсом-смотром), который в отличие от «Грифомании», еще одного фэста, также посвященного музыкальному инструменту, оказался менее рок-мейнстримовым и предназначенным для серьезного слушателя. Обычно гала-концерты конкурса барабанщиков презентуют музыку элитарную. На это намекает и место проведения фэста - Белгосфилармония, которая по умолчанию придает всем мероприятиям статусное значение. Так было и 15 сентября на гала-концерте фестиваля «Барабанны біт», который посетила корреспондент «БелГазеты».

Начиная с этого года конкурс барабанщиков будет проходить в формате биеннале - раз в два года. «Так музыканты смогут лучше подготовиться к конкурсу, да и конкуренция станет жестче», - считает Александр Сапега. В любом случае, гала-концерт фестиваля был настоящим праздником. Для всех желающих приобщиться к высокому искусству игры на ударной установке был организован мастер-класс барабанщика мирового уровня Крейга Бланделла, до концерта презентовавшего безумное попурри из своих любимых музыкальных стилей и групп.

Белорусские мастера-ударники, играющие со своими коллективами, демонстрировали академичность и яркость, порой даже чуть перебарщивая с выхолощенным эстрадным саундом. Несмотря на то, что ведущий постоянно сыпал шутками и анекдотами о барабанщиках, действо выглядело неким спокойным джазовым концертом, лишенным безумия. Безумие пытались представлять юноши из стрит-шоу Stress, бойко игравшие на резиновых молоточках. В этой группе всех впечатлили только молоточки (видимо, зрителей подсознательно радует не только запредельность, но и что-то из разряда «вы бы так тоже смогли», утверждающее доступность творческого запала всякому желающему), а не их интересная эмбиентная композиция с виброфоном.

Посетителям филармонии хотелось зрелищ и безумия - к счастью, эти желания полностью исполнил Drum Ecstasy. Филипп Чмырь заводил свою знаменитую дрель, зал бесновался, чувствовался первобытный драйв, хотя, согласно стереотипам, фестиваль барабанной музыки и должен состоять исключительно из первобытного драйва.

Белорусские ударники музыкальны и техничны, в них мало суровой дикости - того самого, что есть в Чмыре и что ценят в западных рок-барабанщиках тамошние журналисты. В итоге вся звучавшая со сцены музыка могла звучать и просто так, в рамках, допустим, фэста современных оркестров и джазовых коллективов. Но барабанщики время от времени выдавали соло, а иногда случались сюрпризы - в виде, например, ударника «Тараканов» Сергея Батракова, который вышел на сцену один-одинешенек, сел за отдельно стоящую барабанную установку и самозабвенно сыграл «под минус» несколько своих любимых композиций в рок-стилистике, сочетая расслабленную легкость пластики с четкостью удара. До этого Сергей развеселил зрителя массивным раскатистым соло с обилием дроби и нюансов - по его же словам, «чтобы пощупать барабаны».

Рок-ударники - все немножко позеры. Но есть среди них и скромные люди. Когда у Филиппа Чмыря спросили, будут ли в этом году Drum Ecstasy традиционно устраивать под мостом в центре Минска огненно-барабанное шоу, он аккуратно ответил: «Во время прошлого сейшна подошла милиция и попросила больше такого не делать. И я им пообещал, что больше мы не будем ничего такого устраивать без разрешения. А мы ведь люди честные».

Коллективы, участвующие в фестивале, презентовали крепкие программы, в которых барабаны служили всего лишь приятным фоном. Ансамбль Дениса Шурова выдает мягкий, но напористый джаз-рок. Ударник не стремится выделиться, играя с безупречным чувством ритма и такта, с минимумом украшений. Дуэт Алексея Хайчука (лауреат «Барабанного бита-2006», группа J_Морс) и Сергея Ручкина (лауреат 2007г.) исполнил странную пьесу «Космический коллайдер», намекая на то, что хорошим барабанщикам не обязательно разбираться ни в астрономии, ни в молекулярной физике. Дуэт сочетает джаз с блюз-роком, играя то вкрадчиво и аккуратно, то по-металлически увесисто. Выступление несколько напоминает состязание, доказывая, что формализм и драйв все-таки совместимы.

Владимир Марусич (группа Prior Band) - самый влиятельный барабанщик страны: он играл и с «Песнярами», и с группой «Инспектор». Группа исполняет смесь фанка с джазом и соулом, чередуя стандартные блюзовые ходы с интересными композиционными находками. Владимир на фоне этого звукового пиршества практически не выделяется, но заметно, что именно он соединяет все, что звучит на сцене.

Интересно звучала и молодежь Chifs Band, играющая мощный и нескованный академизмом манерно-раскрепощенный фанк с хрипловатым блюзовым вокалом. А группа ударника Дмитрия Габрусева презентовала богатую оттенками джаз-программу с вкраплениями латина-соула и босса-новы.

Главной звездой вечера, несомненно, был Apple Tea - один из самых убедительных в своем профессионализме коллективов страны. Музыканты перебрасывали музыкальную тему друг другу, будто воздушный шарик, параллельно прислушиваясь к получающемуся саунду. Они не обгоняют друг друга, не соревнуются: все инструментальные соло не признаки суетливой борьбы за техничность, которой часто грешат джазовые музыканты, и не демонстрация пределов возможности исполнителя, а всего лишь способ адекватного построения музыкального высказывания.

Александр Сапега успешно прячет свою техничность за музыкальной риторикой, играя с максимальной содержательностью. Он чувствует своих музыкантов и смотрит на них с удивительным вниманием и уважением, выжидая, чувствуя и подчеркивая своей игрой мельчайшие нюансы того, что происходит на сцене. Неудивительно, что во время финального джема с мэтром Крейгом Бланделлом Сапега мгновенно «сделал» культового зарубежного гостя. Крейг играл, как настоящая барабанная машина - беспринципно, мощно, со сверхзвуковой скоростью, не слыша ничего, кроме себя. Александр Сапега нагнал и опередил Крейга в этом дружеском соревновании - и зрители аплодировали уже обоим.
Добавить комментарий
Проверочный код