Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№39 (660) 29 сентября 2008 г. Портмоне

Усыхание пены

29.09.2008
на белорусском пивном рынке

Марина ГУЛЯЕВА

Прошедший в минувшие выходные четвертый фестиваль «Кубок пива» собрал как никогда низкое число гостей. Организаторы (ГСОК «Логойск») не называют точных цифр, но признают, что по сравнению с прошлым годом посетивших «Кубок» оказалось «меньше на порядок». Как сказали «БелГазете» в ГСОК «Логойск», в будущем году фестиваль сменит генерального партнера, которым традиционно выступала «Балтика», что довольно символично расставляло приоритеты на отечественном пивном рынке. По словам начальника маркетинговой службы ГСОК «Логойск» Людмилы Забродской, в 2009г. генеральным партнером «Кубка пива» станет Белорусская пивоваренная компания.

ДЕМАРШ «ЛИДСКОГО ПИВА»

В «Кубке» приняли участие десять компаний, среди которых были представлены основные игроки рынка («Крынiца», «Оливария», «Пивоваренная компания «Сябар», «Брестское пиво»), импортеры (компания «Пивной ряд») и, конечно, «Балтика». В этом году отказалось участвовать ОАО «Лидское пиво». Как объяснили корреспонденту «БелГазеты» на заводе, «мы рассматривали возможность своего участия в фестивале, но все же отказались по причине, которая кажется нам очень важной: если «Кубок пива» организовывается как праздник белорусского пива, то оно должно и доминировать. Однако на «Кубке пива-2008», как и на предыдуших фестивалях, более 50% площади было отдано зарубежным брендам, причем лучшей площади. Не говоря уже о том, что генеральным партнером была зарубежная компания. Наконец, если мы говорим о том, что это праздник, почему на него продаются билеты, и не дешевые - за Br8 тыс.?»

Людмила Забродская не видит оснований для удивления перед тем фактом, что генеральный партнер фестиваля и компании-импортеры занимали значительные, иногда приоритетные площади: «Размер площади определяется статусом участника - конечно, генеральный партнер фестиваля занимал соответствующие площади». В отношении платного входа начальник маркетинговой службы ГСОК «Логойск» также не соглашается: «Во-первых, мы все-таки предоставляем определенные услуги, во вторых, за билет платили только мужчины».

Объясняя выбор «Балтики» в качестве генерального партнера, Людмила Забродская пояснила, что эти договоренности были достигнуты еще в прошлом году, но «в будущем году место российской компании займет белорусская». Какая - Забродская не стала уточнять.

«ОЛИВАРИЯ» ХОЧЕТ БАНКУ В РОССИИ

Недавно лидер отечественного пивного рынка ОАО «Крынiца» оценивала свою «территорию». Четвертая за сезон пресс-конференция прошла без конкретного информационного повода, но под пафосным и многообещающим названием: «Территория «Крынiцы» - границы сотрудничества открыты». Гендиректор предприятия Григорий Петкевич действительно миролюбиво отметил, что «мы никого не запрещаем, не квотируем импорт и производство», однако заявил о необходимости наведения порядка на торговых полках. Как сказал Петкевич, «борьба за полку по принципу «кто больше заплатит» ни к чему хорошему не приведет. Мы это не приемлем! Должны быть созданы нормальные условия!»

Любопытно, что о таких же «нормальных» условиях говорят и те, кого упрекают в более значительных возможностях проникновения на полки торговых предприятий. Гендиректор ОАО «Оливария» Виктор Семак отказывается комментировать политику торговых сетей в отношении пивных компаний.

«До тех пор, пока государство будет собирать представителей торговли и ставить им планы по продаже продукции того или иного производителя, я не комментирую ситуацию. Могу сказать только одно: кардинальных изменений ждать в этой сфере трудно».

СПРАВКА «БелГазеты». За 8 месяцев «Оливария» по-прежнему демонстрирует самый значительный рост (62%). Темп «Крынiцы» за это же время составил 96,1%, зато в августе завод, хоть и незначительно, прирос - 101,8% к августу прошлого года. Прирос в августе и «Сябар», но все равно не достиг уровня прошлого года, хотя на фоне падения, произошедшего в июле, 95,2% выглядят оптимистично. По статистике «Белгоспищепрома», в июле объемы производства «Сябра» составили 62,4%. Темп роста компании за 8 месяцев - 93,4%.

Отвечая на вопрос корреспондента «БелГазеты» об особенностях нынешнего сезона, на «Крынiцы» на первое место ставят 60% роста импортного пива, а на второе - «активную и агрессивную маркетинговую политику ОАО «Оливария», основанную на больших инвестиционных финансовых возможностях». Неоднократно говорилось об этом и на пресс-конференции.

«Посмотрите, какая реклама «Оливарии» идет! Наверное, скоро в России будут производить», - то ли высказал предположение, то ли проговорился гендиректор «Крынiцы».

Виктор Семак в разговоре с корреспондентом «БелГазеты» отметил, что маркетинговый бюджет Carlsberg на других рынках занчительно превышает расходы в Беларуси. А в отношении прозводства в России подтвердил, что действительно «из-за отсутствия баночной линии компания сегодня ведет переговоры о возможном производстве в России». Гендиректор «Оливарии» не назвал планируемые объемы, но отметил незначительность этого сегмента на белорусском пином рынке в разрезе тароупаковки (более 60% приходится на ПЭТ. - М.Г.) - по данным концерна «Белгоспищепром», розлив пива в алюминиевую банку в январе-июле составил 213,6 тыс. дал, или 1% от общего объема производства.

«НЕСЕРЬЁЗНЫЕ ПОДВИГИ» «КРЫНIЦЫ»

Видимо, для того чтобы все-таки обозначить границы «территории» «Крынiцы», на пресс-конференцию были приглашены представители концерна «Белгоспище-пром», которые отнюдь не беспристрастно, а, напротив, со страстью доказывали, что «Крынiца» - «народное пиво».

Завод действительно все еще удерживает лидерские позиции: сам Петкевич оценивает долю рынка предприятия примерно в 29% и надеется прирасти по итогам 9 месяцев, выйдя на 100% к уровню прошлого года, а к концу 2008г. - на 104-105%.

Прозвучавшая констатация, что, мол, «никаких серьезных подвигов» мы не совершили, зато сохранили лидерские позиции, и была, видимо, главным поводом для сбора представителей СМИ. Учитывая более значительные успехи конкурентов, объемы импорта (по оценкам международных компаний его доля за 8 месяцев оценивается в 26%. - М.Г.), заявления пока первого производителя на рынке о лидерстве правдивы, но отнюдь не победоносны. Возможно, потому, что завод иногда сам пребывает в некотором изумлении по поводу своего более чем непростого положения. Хотя бы, как сказал Григорий Петкевич корреспонденту «БелГазеты», из-за «высокой закредитованности»: общая сумма задолженности предприятия составляет около Br114 млрд. По словам гендиректора, по своим обязательствам завод рассчитывается в соответствии с графиком.

Сегодня, заявляет Петкевич, у завода самая высокая рентабельность на пивном рынке - 29%. Как пояснил он корреспонденту «БелГазеты», это объясняется «большими объемами, эффективной работой всех служб предприятия, свободной ценовой политикой, позволившей в этом году несколько поднять цены».

Подавляющая доля пивного экспорта (95%, или 347,3 тыс. дал из 364,2 тыс. - М.Г.) приходится на «Крынiцу». Пиво реализуется в среднеценовом сегменте с рентабельностью 10-17%. Завод активно участвует в пивных конкурсах в СНГ, как правило, получая призовые места, что позволило руководителю «Крынiцы» с некоторой обидой сказать о «такой нелюбви к отечественному». Но, уверен Петкевич, «это все пройдет, даже импортеры признают, что через год-два все встанет на место».

В будущий сезон завод войдет с мощностями в 24 млн. дал. СЗАО «Пивоваренная компания «Сябар» планирует вырасти до 18-19 млн. дал, т.е. в 2008г. у «Крынiцы» все еще остаются возможности «сохранить» первое место. Но пока не ясна судьба пивного импорта, учитывая постановление N183 Минэкономики, пока Heineken не запустил производство лицензионных брендов, пока не раскрывает всех планов по наращиванию мощностей ОАО «Оливария»… Слишком много «пока». И они не позволяют пока говорить, как будут расти конкуренты «Крынiцы» и как в этих условиях будет «сохранять» свою долю «Крынiца».





Добавить комментарий
Проверочный код