Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№39 (660) 29 сентября 2008 г. Мнения

Беспалатная Беларусь

29.09.2008
Размышления о текущем

Александр ГРИЦАНОВ

Состоявшиеся выборы в ПП НС, по всей вероятности, подтвердят некоторые политические азбучные истины, до сих пор не очень интересные местной верховной власти. Заключаются они в том, что наличие в государстве сильного и независимого парламента отнюдь не всегда является для упомянутой власти таким уж неудобством. В ряде ситуаций этот внутриполитический расклад (сильный президент - самостоятельные законодатели) является чрезвычайно выгодным для внешнеполитического маневрирования в общенациональных интересах.

Вспомним, к примеру, прецедент из недавней истории отношений Кремля и Белого дома. В 1974г. вашингтонские законодатели внесли в закон о торговле США т.н. «поправку Джексона-Вэнника». Она предполагалась как политическая мера против СССР, в то время жестко ограничивавшего эмиграцию своих граждан (главным образом евреев). Поправка запрещала предоставление Москве госкредитов, а также устанавливала дискриминационные налоги и тарифы на советский экспорт (в итоге стало невыгодно поставлять из Советского Союза в Штаты даже водку и черную икру). Несмотря на все успехи развития взаимных отношений при Горбачеве и Ельцине, поправка эта до сих пор действует в отношении России, Казахстана и ряда других участников СНГ.

Ни Буш-старший, ни Клинтон не могли гарантировать советским и российским лидерам, довольно длительное время пребывавшим в статусе их «лучших друзей», скорую и легкую отмену этой унизительной нормы. Свою актуальность она сохраняла и после того, как границы коммунистической империи превратились из железного занавеса в проходной двор для всех желающих, и после распада самого объекта санкций.

Конгресс США имеет собственную логику поведения, которая оказалась вполне оправданной. В результате существования еще и таких возможностей для разыгрывания внутриполитических пасьянсов заокеанская сверхдержава всегда может припрятать и в нужное время предъявить парочку дипломатических джокеров.

В отличие от Америки современная Беларусь лишена субъектности в своей политике. Как очень хорошо известно всем желающим (и внутри страны, и за ее пределами), белорусский парламент, очень мягко говоря, не слишком автономен в своих инициативах, тем более в решениях. Ни одно предложение, спущенное сверху, из президентской администрации, не откладывается в долгий ящик.

Идея президента Лукашенко о перекладывании на плечи местных законодателей проблемы признания Абхазии и Южной Осетии выглядела бы чрезвычайно удачным и остроумным политическим маневром при одном-единственном условии - ином реноме Палаты представителей. Любая нормальная команда депутатов, четко осознавая интересы Беларуси в целом (пусть и противоречивые: улучшение отношений с Западом и не слишком резкий разрыв с нефтегазовым донором Россией), могла бы вполне откровенно и надолго заболтать сей гамлетовский вопрос. Проект утонул бы в согласованиях, кворумах, борьбе блоков и лоббистских интересов. И весь мир с соответствующей сакральному действу (народные избранники дискутируют) серьезной миной наблюдал бы эту комедию.

А так все понимают, что даже просто по Конституции президент вполне правомочен принять нужное или ненужное Кремлю решение. И разговор с премьером Путиным придется вести, не имея возможности спрятаться за широкие спины более сотни человек. Хотя в дипломатии это частенько бывает вовсе не зазорным.
Добавить комментарий
Проверочный код