Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№39 (660) 29 сентября 2008 г. Личный вкус

Джаз в переводе с польского

29.09.2008
камерТОН

Боря ВЕБЕР

Звучание и настроение - вот и все основные качества, которые можно было обнаружить во время недавнего концерта Петра Войтасика. Помимо мастерства, конечно. Звучание - чистое и естественное: за время концерта Войтасик вообще не использовал сурдину. Настроение - спокойное, умиротворенное, близкое к созерцательному, но совершенно лишенное меланхолии.

Польский джаз готов представить целую плеяду таких трубачей, героев сентиментально-романтического типа: от легендарного Квинты из «Ва-Банка», шедевра Юлиуша Махульского эпохи коммунистической ПНР, до Томаша Станько, ныне пребывающего без малейшей потери творческих способностей в образе настоящего и вполне интернационального джазового «ящера».

Возможно, именно новой максимальной романтизацией музыканта обязан американский джаз европейскому, в частности польскому. Во всяком случае, влияние это было точечным, если не однократным. С тех пор польский джаз зажил совершенно обособленной и практически закрытой для остального мира жизнью - с редкими сессиями в компании американских звезд, частыми гастролями последних в Польше, со своей Академией джаза в Катовицах, своими легендами и набором легенд американских, заимствованным из золотой эры джаза.

Петр Войтасик - профессор Катовицкой академии музыки, музыкант, взрастивший уже целое поколение новых польских джазменов с именем. Для нас же это просто еще один польский трубач или даже вообще просто хороший джазовый музыкант, приехавший немного поимитировать концертную активность в нашей застоявшейся белорусской джазовой жизни. Во время концерта Войтасик несколько раз представлял песни из своего нового альбома, но только ведь здесь и старых его альбомов никто, кроме представителей Польского института, Дмитрия Подберезского и двух-трех десятков больших поклонников джаза, наверное, и не слышал.

Петр Войтасик приехал в Минск со своим квартетом: Матей Сикала (саксофон), Михал Ярос (контрабас), Кшиштоф Градюк (ударные). Почти все - выпускники все того же факультета джаза музыкальной академии в Катовицах, т.е. совершенно новая генерация польских джазменов, где-то остающихся твердыми традиционалистами, где-то отвергающих былые заслуги легендарных предшественников. Роман, повесть, даже самый скромный рассказ интересно читать с начала и до конца, а не с середины, выдергивая какой-то отрывок, пусть даже и интересный сам по себе…

Все это никак не повод поставить на джазовой жизни в Беларуси крест, не повод относиться с недоверием к инициативе Польского института, время от времени привозящего к нам своих звезд. Просто следует признать, что в открытии джаза вообще, джаза наших соседей (россиян, поляков, литовцев) Минск стоит на самой начальной стадии будущей привязанности или более серьезных отношений. И роль организаторов таких концертов - не самая благодарная роль пионеров-энтузиастов: привозить, привозить и привозить в страну эстрады и Чайковского просто хороший и качественный джаз - без особой надежды на понимание, благодарность и кассовую выручку.

Весь вечер Петр Войтасик без малейших комплексов общался с публикой на польском языке. Все вроде бы было понятно и без перевода. Квартет открыл программу коллекцией композиций, так или иначе связанных с путешествиями по миру. Потом перешел к более живым номерам - что-то о девушках, потом снова об Израиле. Прозвучала также баллада Чарлза Мингуса, в которой наконец-то в кратких соло представилась возможность показать себя и молодой ритм-секции квартета: в основном Сикала и Войтасик играли довольно авторитарно, перебрасываясь друг с другом приятными темами и пространными импровизациями. Отыграв без малого полуторачасовой сет, коллектив ушел со сцены, оставив слушателям только хрупкие, разрушающиеся на следующий же день акустические образы. В качестве единственных сувениров, поскольку ни программок, ни дисков Петра Войтасика ни перед, ни после концерта слушателям не предлагалось. Правильно, а зачем?
Добавить комментарий
Проверочный код