Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
Количество проголосовавших: 58
от призыва в армию
 41.38%
от бедных родственников
 15.52%
от оплаты коммунальных услуг
 12.07%
от вредных привычек
 6.90%
от прохождения флюрографии
 24.14%
№37 (658) 15 сентября 2008 г. Modus Vivendi

Прочесть за 15 секунд

15.09.2008
«Многие из нас просто плохо работают с текстом»

Ася КАЛИТИНА

Наблюдения ученых показали, что большая часть населения планеты читает с такой же скоростью, как и 100 лет назад: 250-300 слов в минуту. Но истории известны также факты феноменально быстрого и рационального чтения, достигающего тысячи и более слов в минуту. Так читали, например, Чернышевский, Горький и Марк Твен. Но способность рационально читать - удел не только выдающихся личностей, убежден руководитель Центра быстрого чтения и развития личности Андрей НЕБЫЛИЦЫН. В беседе с корреспондентом «БелГазеты» он приоткрыл секреты быстрого чтения.

- Практика показывает, что любой человек со средними способностями может овладеть искусством быстрого и рационального чтения. Почему же некоторые люди, в т.ч. те, у которых за плечами не один институт, читают медленно?

- В процессе чтения мозг человека использует определенные программы, реализует различные способы перекодирования информации. Так, у некоторых в процессе чтения может происходить возвратное движение глаз к уже прочитанному (мы называет это регрессией), у многих из нас узкое поле зрения: за одну фиксацию мы улавливаем меньше, чем нам позволяет природа. Некоторые, читая, проговаривают текст про себя, бормочут его себе под нос.

- Как правило, люди, обладающие подобными «недостатками чтения», не концентрируют внимание на тексте?

- Нет, не обязательно. Бывает, быстро читать нам мешает отсутствие внимания. Но чаще всего многие из нас просто плохо работают с текстом: детей с малолетства не учат этому. Вспомните, как школьников учат читать: сначала по слогам, потом пословно, а затем они начинают воспринимать весь объем информации. Но как работать с этим объемом, им никто не объясняет. И получается, что люди, имеющие не одно высшее образование, прочитывая текст, отвечают на два-три вопроса из десяти.

Быстрое чтение означает прежде всего быстрое усвоение информации. Но когда мы говорим о скорости усвоения информации, мы в первую очередь имеем в виду качество: насколько хорошо человек улавливает суть, усваивает ее. Только после налаживания этого процесса можно будет говорить об увеличении скорости чтения. На первом месте качественная работа с текстом, которая у большинства людей нарушена.

- И как же правильно работать с текстом?

- Если коротко, то текст необходимо разбить на несколько частей: на точную информацию, на описание, на важную информацию и т.д. И все это мы отмечаем: прочитали текст - запомнили, еще прочитали - опять запомнили. Необходимо мысленно воспроизвести это в голове. Это самое простое упражнение.

Еще стоит помнить, что, кроме информативной, есть еще и смысловая часть текста: автор всегда хочет донести до нас определенную мысль. Но, как показывает практика, примерно 50% читающих не вникают в главную мысль текста.

- А главная мысль очевидна?

- Да, она всегда очевидна: в большинстве случаев автор не ходит вокруг да около, а говорит прямо. Но очень часто люди не доходят до главной мысли текста потому, что объем информации уводит наши мысли куда-то в сторону. Многие теряются и не видят главного.

- Работа с текстом предполагает практические занятия?

- Наши занятия очень насыщенны, но отрабатывать то, что слушатель получил на наших лекциях, необходимо самостоятельно дома.

- Одна из причин медленного чтения, названная вами, - узкое поле зрения. Можно ли искусственно расширить его?

- Конечно! Наше поле зрения равно 15 градусам: участок текста, который четко воспринимается глазами при одной фиксации взгляда. Медленно читающий человек воспринимает еще меньше: его поле зрения сужается до 5-7 градусов, и он с одного раза видит два-три слова. Это сила привычки, не более того. А ведь природой задано периферическое зрение 35 градусов, значит, мы можем расширить наше поле зрения более чем в 2 раза. Необходима только тренировка: нужно работать с мышцами, развивать их. Тогда за одну фиксацию мы сможем улавливать гораздо больше слов. Например, быстро читающий человек за одну фиксацию воспринимает 33-85 слов.

- Как скоро физические упражнения на поле зрения дают результат?

- Упражнения на поле зрения необходимо выполнять не менее трех месяцев, точно так же, как и упражнения на внимание. Ни один результат не приходит мгновенно.

- Какие еще недостатки медленного чтения можно устранить в ходе занятий?

- Курс быстрого чтения предполагает занятия по избавлению от артикуляции, т.е. проговаривания текста. Речь человека составляет 150 слов в минуту. И естественно, если человек проговаривает про себя текст, он читает с такой же скоростью: 150 слов в минуту. Кстати, порой люди считают, что у них нет артикуляции, но читают медленно. И я предполагаю, что, возможно, у такого человека есть внутренняя артикуляция: движение голосовых связок, которое он не в состоянии контролировать. Тогда максимальная скорость чтения будет равна 250-300 слов в минуту, и это новый барьер, выше которого он не прыгнет, если не избавится от артикуляции. Наша задача - избавиться от артикуляции полностью, чтобы человек научился читать действительно бегло. Лекция на эту тему занимает в нашем курсе одно занятие.

- Какие результаты показывают ваши ученики?

- Результат всегда индивидуален, он зависит и от способностей, и от прилежания. В среднем мои ученики тратят 15-20 секунд на страницу книги, воспринимая 3-4 тыс. знаков в минуту и полностью усваивая прочитанный материал.

Ежегодный прирост научно-технической литературы во всем мире составляет сейчас 60 млн. страниц. Но ученые предполагают, что в ближайшие несколько лет объем информации возрастет в 10 раз. Поэтому умение управлять информационным потоком, молниеносно выделять самое важное и необходимое в данный момент имеет большое значение для тех, кто не желает стоять на месте, а хочет развиваться и расти.
Добавить комментарий
Проверочный код