Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№37 (658) 15 сентября 2008 г. Личный вкус

Все органы Беларуси

15.09.2008
камерТОН

Боря ВЕБЕР

«Органы Беларуси». «Полоцкий Софийский собор». «Лира», «Новая музыкальная компания», 2008

Продолжая доброе, но такое редкое для наших краев начинание, как выпуск тематических серий с записями белорусской музыки, «Новая музыкальная компания» (НМК) вслед за «Белорусской музыкальной коллекцией» открывает новую серию: «Органы Беларуси».

Эта серия, осуществляемая при поддержке Польского института в Минске, призвана зафиксировать на музыкальных носителях звучание всех органов, которые имеются в республиканском реестре, - как современных, так и исторических. Ценность и важность этой серии очевидны: она обращает внимание общественности на проблему сохранения белорусских органов, она же вносит свой вклад в насыщение нашего музыкального рынка аудиозаписями белорусской классики - вклад существенный, учитывая тот крайне мизерный объем изданий классической музыки, который можно обнаружить на полках магазинов.

Отдельного внимания заслуживает заявленный в серии акцент на максимально точное сохранение в записи акустических свойств помещений, в которых установлены органы. Это немаловажно для исторических органов, а еще больше для современных, где именно акустика помещения в значительной степени формирует и улучшает звучание органа-новодела. В конечном итоге можно надеяться, что серия «Органы Беларуси» станет желанным подарком не только рядовому белорусскому меломану, но и аудиофилу - наиболее привередливому и вздорному типу любителя музыки.

Первый диск серии посвящен органу полоцкого Софийского собора, исполнитель - Ксения Погорелая. Материал, вошедший в диск, частью был представлен Погорелой во время недавнего концерта в Белорусской филармонии - «Готическая сюита» Бёльмана, органные симфонии Видора. Но так как основная цель диска - зафиксировать звучание органа полоцкого Софийского собора, ожидать особых откровений от представленного репертуара не следует. «Токката и фуга ре минор» Иоганна Себастьяна Баха и Ave Maria Джулио Каччини, исполняемые где угодно и по какому угодно случаю, являются здесь, очевидно, чем-то вроде камертона, позволяющего наиболее доходчиво выявить характерные черты звучания органа Полоцкой Софии, но никак не шлягерами. По этой же причине, наверное, и уникальное органное симфоническое наследие Бёльмана представлено на диске только Adagio и «Токкатой» из симфонии N5, но никак не полным вариантом произведения.

Вместе с тем в альбоме присутствует запись органного цикла «Фрески» современного белорусского композитора Анны Короткиной. Это дает дополнительную возможность и познакомиться с этим произведением, и привнести дополнительные штрихи к портрету композитора, произведения которого фигурировали недавно и в другом примечательном релизе этого года - альбоме «Белорусский музыкальный авангард» серии НМК «Белорусская музыкальная коллекция». Конечно, в силу своего современного характера «Фрески» сильно контрастируют с остальным материалом диска, но, опять же, эту эклектику можно смело отнести на счет проверки всех возможностей органа при документировании его звучания, т.е. записать исключительно в пользу альбому.

В итоге диск оставляет самое положительное впечатление, остается твердое ощущение величия и грандиозности как звучания органа полоцкого Софийского собора, так и замысла всей грядущей серии.
Добавить комментарий
Проверочный код