Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№37 (658) 15 сентября 2008 г. Экономика

Ну вот мы и в топе!

15.09.2008
Беларусь пробралась в Тор-100 реформаторов по версии МФК

Ярослав РОМАНЧУК

Новость о том, что наша страна вошла в первую пятерку стран мира - ведущих реформаторов делового климата, является большей сенсацией, чем даже потенциальное вступление будущей ПП НС в Совет Европы. Похоже, правительство само не ожидало, что его действия будут так высоко оценены Международной финансовой корпорацией (МФК): Беларусь заняла 85-е место.

ВСЛЕД ЗА ЙЕМЕНОМ И АЛБАНИЕЙ

СПРАВКА «БелГазеты». В отчете Doing Business-2009 («Ведение бизнеса-2009») проводится оценка 181 экономики мира по десяти факторам, определяющим качество делового климата. В рейтинге не отражается качество макроэкономической и валютной политики, инфраструктуры или уровень преступности. Нет в нем регулирования цен, принуждения к росту объемов производства и других форм типично совкового вмешательства государства в деятельность бизнеса. Поэтому рейтинг лишь частично описывает деловой климат, в котором работает реальный бизнес.

С июня 2007г. по июнь 2008г. в 113 странах мира проведено 239 реформ; 26 из 28 государств региона Восточной Европы и Центральной Азии провели 69 правовых реформ. В этом плане наш регион опередил Восточную Азию по легкости ведения бизнеса. Самая популярная реформа - либерализация процедуры открытия бизнеса, отмеченная в 49 странах. В тройку самых популярных реформ попали также упрощение налоговой системы и либерализация торговли. Только 12 стран реформировали судебную систему, 7 государств внесли изменения в законодательство по залогу, 6 стран сделали свои рынки труда более гибкими, 10 - более жесткими. Всемирный банк считает, что три самые смелые реформы этого года - улучшение системы защиты прав инвестора в Албании (прыжок со 164-го места на 14-е), реформа процедур открытия бизнеса в Йемене (с 178-го на 50-е) и налоговая реформа в Доминиканской Республике (с 139-го на 72-е).

Не прекращаются реформы среди лидеров рейтинга. Так, Сингапур еще больше упростил процедуру регистрации бизнеса в режиме on-line. Такая же процедура появилась в Новой Зеландии, принявшей новый закон о несостоятельности и банкротстве. Гонконг упростил процедуру выдачи лицензий, в т.ч. на строительство. Дания внесла изменения в налоговое законодательство, а предприниматели Канады отныне могут открыть бизнес, выполнив только одну процедуру.

В Бельгии в 2003г. в ходе опроса 2600 компаний отметили регистрацию как большую проблему. Правительство прислушалось и провело реформу. Сегодня вместо семи процедур и двух месяцев хождения по инстанциям для открытия бизнеса требуется прохождение трех процедур за 4 дня. В Португалии 86 из 257 предложений программы улучшения делового климата Simplex исходили от бизнеса. В результате реформы процедур открытия бизнеса предприниматели сэкономили 230 тыс. дней ожидания в очередях.

Таблица

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ БЕЗ НАПРЯГА

Сингапур больше других стран в мире любит предпринимателей и ценит свободный рынок. Третий год подряд эта страна удерживает пальму первенства по качеству делового климата. В докладе «Ведение бизнеса-2009» на 2-м месте Новая Зеландия, на 3-м - США. Наивысшие места в рейтинге из стран Восточной Европы и Центральной Азии занимают Грузия (15-е), Эстония (22-е), Литва (28-е), Латвия (29-е) и Азербайджан (33-е).

Тот факт, что белорусские власти обратили серьезное внимание на выводы и рейтинги Всемирного банка, несомненно, является победой отечественных бизнес-ассоциаций и экспертного сообщества. Именно они 3 года назад впервые представили Национальную платформу бизнеса, в которой были подробно изложены предложения по улучшению делового климата.

Сначала министерства и ведомства нападали на методику оценки разных показателей. Потом, изучив методику, по которой оценивается деловой климат, поняли, что не так страшен черт, как его малюют. При помощи небольших изменений можно добиться существенного прогресса, сохраняя полный контроль над активами, ресурсами, процессом производства и торговли.

Итак, с июня 2007г. по июнь 2008г. в нашей стране проведены некие реформы в шести из десяти оцениваемых областей. В результате по новой методологии мы поднялись со 115-го на 85-е место. Рывок вперед на 30 позиций впечатляет и заслуживает уважения. Тем не менее 85-е место - это очень мало для страны, которая делает первые робкие шаги в направлении рыночных реформ, остро нуждается в инвестициях, инновациях и модернизации.

Нужно брать пример с Азербайджана, который за год сделал прыжок вперед на 64 позиции - с 97-го на 33-е место. В этой стране тоже сильно регулируемая суверенная демократия, но, как в Сингапуре, она направлена на стремительное расширение экономической свободы. Есть чему поучиться и у Албании, улучшившей свой рейтинг сразу на 49 позиций и поднявшейся с 135-го на 86-е место. В условиях сильной концентрации политической власти в Беларуси мы можем повторить путь, по которому в разное время прошли азиатские тигры (Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Тайвань) и Чили. На фоне отсутствия политической воли к реформам в Европе Беларусь получает хорошие условия для запоздалого, но динамичного старта. Мы можем не повторять ошибок наших западных соседей.

СВЕТ В ГЛУБИНЕ ТОПА

По мнению Всемирного банка, «Беларусь стала одним из ведущих реформаторов в категории регистрации собственности. В стране был введен Единый госрегистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Время на регистрацию собственности в Беларуси уменьшилось с 231 дня до 21». По данному фактору мы заняли почетное 14-е место. По числу процедур, времени регистрации и стоимости мы имеем лучшие показатели, чем в среднем страны ОЭСР.

Но опросы предпринимателей показывают, что проблема регистрации собственности не входит даже в десятку основных проблем белорусского бизнеса. С другой стороны, у нас до сих пор нет полноценного рынка недвижимости и земли. Он жестко зарегулирован, и создание единого регистра является лишь первым шагом к формированию полноценных рыночных отношений в этом направлении.

Всемирный банк позитивно оценил введение в Беларуси официальных предельных сроков для получения предварительных одобрений. Это уменьшило временные затраты в среднем на 140 дней. В данной позиции мы улучшили свой рейтинг сразу на 28 позиций, переместившись с 93-го на 65-е место. Мы резко оторвались от России (180-е, предпоследнее место) и Украины (179-е), но к лидерам еще не подобрались. Хорошо, что в этой сфере проходит робкая либерализация, но при наличии 13-процентного налога на выручку в инновационный фонд, жесткого ограничения на вход на рынок строительных услуг и т.п. данная мера является даже не первой ласточкой либерализации, а всего лишь порывом свежего ветра: для большинства все осталось без изменений.

Всемирный банк позитивно оценил действия правительства в сфере получения кредита. По этому фактору мы поднялись с 126-го на 109-е место. Было устранено требование о предоставлении отчетности о минимальной сумме займа в органах госрегистрации кредитов. Если так отменять по одному-два препятствия, то процесс вхождения в Тор-30 затянется на десятилетия. Конечно, радует, что на одну-две бумажки отчетов по кредитам нужно предоставлять меньше, но займы в Беларуси, особенно для малого бизнеса и предпринимателей, по-прежнему очень дорогие.

По качеству процедур по открытию бизнеса Беларусь поднялась на 24 места (с 121-го на 97-е). Всемирный банк отреагировал на учреждение единого регистра и сокращение в 2 раза минимального размера уставного капитала. Мелочь, но приятно.

Позитивно расценили международные эксперты принятие нового Таможенного кодекса. В результате по качеству регулирования внешней торговли мы поднялись со 142-го на 134-е место. Для описания прогресса в данной сфере чиновники могут сказать, что наметился прогресс. На самом деле экспортно-импортные операции остаются сильной головной болью для бизнеса. В методике Всемирного банка ценообразование как фактор делового климата отсутствует. Наше же правительство продолжает его активно использовать.

ЗА ОБНАЛОЖЕННУЮ БЕЛАРУСЬ

Всемирный банк отметил сокращение налоговой нагрузки в Беларуси, отмену некоторых сборов и упрощение системы налогообложения для малого бизнеса. В прошлом году из 178 стран мы были последними. В этом году в рейтинг добавились три страны, но мы все равно последние, на 181-м месте. И в этом вся горькая правда о деловом климате Беларуси. Когда правительство забирает у бизнеса 117,5% от прибыли, его ни при каких обстоятельствах нельзя назвать благосклоным к бизнесу. В отличие от строительных разрешений, регистрации и внешнеторговых операций налоги платят все. Если бы вес данного компонента в рейтинге был больше, естественно, место Беларуси было бы гораздо хуже. Президент в каждом своем послании, чуть ли не на каждом совещании требует налоговой реформы. Вот результат.

МФК и Всемирный банк уже второй год подряд упорно делают акцент на позитив, захваливают правительство. Они считают, что таким образом они убедят власти более активно двигаться по пути реформ. Поскольку МФК в Беларуси активно занимается бизнесом, а Всемирный банк тоже начал реализацию нескольких своих проектов, то, естественно, руководителю этих структур Крэйгу Беллу (он в нашей стране представляет обе) хочется установить плодотворный контакт с властями. Однако никто специально под Беларусь методику не «нагибал». Все данные доклада «Ведение бизнеса-2009» находятся в открытом доступе. Каждый волен интерпретировать их по-своему. Если пряники МФК станут катализатором системных рыночных реформ в Беларуси, если они создадут приемлемый деловой климат для всех экономических субъектов, то Крэйгу Беллу можно будет поставить памятник.
Добавить комментарий
Проверочный код