Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№35 (656) 01 сентября 2008 г. Радости жизни

Век воли не видать

01.09.2008
Белорусские документалисты выкатили счёт Европе

Наталья ПРОВАЛИНСКАЯ

На минувшей неделе в штаб-квартире партии БНФ прошла презентация документального фильма Юрия Хащеватского, Олега Дашкевича и Владимира Орлова «День Воли». Лента посвящена 90-й годовщине БНР. Впервые фильм демонстрировался в марте 2008г. в Страсбурге для Европарламента.

Национал-киноманы, оккупировавшие сумрачное помещение, ничем не напоминали развалившихся в велюровых креслах завсегдатаев мультиплексов. В зале не наблюдалось жвачных физиономий, торчащих из-за бумажного корытца с попкорном, и вертлявых жертв одиннадцатилетней системы обучения, всегда готовых сопереживать супергерою поощрительным воплем «Мочи их!» и подзатыльником, от избытка эйфории влепленным приятелю.

Атмосфера происходящего представляла собой горючую смесь подпольной сходки заговорщиков 1917г., готовых съесть всю секретную документацию при первом шорохе сапогов за дверями, тайной вечери и идиллического просмотра перед сном семейного видео у экрана домашнего кинотеатра.

Судя по лавине интеллигентно галдящих прихожан и глубоко задумчивым складкам на большинстве лбов, от фильма ждали откровений. И напрасно. Сделанный по заказу для депутатов Европарламента, этот 30-минутный клип скорее напоминал рекламный ролик, где за минимум времени презентуется максимум достоинств независимой Беларуси, которые подслеповатая старушка Европа на свою беду не разглядела в начале XX в. Творцы «должны были сделать 12 минут, но увлеклись и сделали 30».

По смысловой начинке киношедевр представлял собой протокол снятия побоев судьбы, удары которой повлекли за собой тяжкие территориальные и умственные повреждения нации. Даже не фильм - скорее агитка, «введение», конспект. Львиная доля - документальные хроники, разбавленные беседой с Ивонкой Сурвиллой по скайпу и паззлами горячей весны-2006.

Если бы премьера состоялась в кинотеатре «Победа» (в этом организаторам было отказано), залетный прохожий, приблудившийся с бадьей пива и мешком чипсов в кинозал, смог бы насладиться щекочущим нервы зрелищем на стыке нескольких жанров. В качестве затравки - ситком. 70-е гг., Нью-Йорк. Закадровый голос Владимира Орлова иронично повествует: «Перед нами - делегация Беларуси. Она ждет решительного удара, который сейчас нанесет по империалистам министр иностранных дел СССР Громыко. Вот он раскланивается с идеологическими врагами. Проект оказался долгим, и, пока Громыко его зачитывал, произошло ужасное - руководитель белорусской делегации задремал. А когда проснулся, неожиданно для самого себя проголосовал «против». Это был единственный в истории случай, когда делегация БССР выступила против СССР». Зал хохочет.

Ситком перебивается драмой: портреты деятелей БНР, ликвидированных в конце 30-х, женское лицо за зарешеченным окошком теплушки. Атмосферная драма вдруг мутирует в бескомпромиссный боевик. Хуки справа, нанесенные Россией, предсказуемы, как выходки любой слабо одушевленной горы мускулов вроде Шварценеггера. Однако хуки слева от субтильно-интеллигентной Европы за счет эффекта неожиданности напрочь ошарашивают. И отправляют в столетний нокаут. Россия страстно играет роль мордоворота, вышибалы, насильственно «крышующего» гордый, но беззащитный центр Европы. Сама Европа вжилась в роль робкого участкового. Всякий раз, когда воротила закатывает рукава и с пристрастием начинает опекать свой объект, он прилежно зажмуривается. Авторы режут правду-матку, безжалостно формируя у евродепутатов комплекс исторической вины перед Беларусью и острый заворот кишок в области совести.

Режиссерский почерк безошибочно считывается в игривом музыкальном бэкграунде, под который история, изловчившись, крошит челюсти белорусской нации изощренными апперкотами справа и слева. Под шебутную мелодию большевики делятся Беларусью с кайзером, а нарком ино-странных дел Чичерин (голос Орлова просит хорошенько запомнить «твар» этого человека) уговаривает Генуэзскую конференцию 1922г. не ставить на повестку дня белорусский вопрос.

Вскарабкавшись на пик напряженности, боевик внезапно срывается в трагикомедию. Наркомы, вожди, фюреры и президенты в режиме ускоренной прокрутки двигаются на манер Чарли Чаплина, комично кланяются, как китайские болванчики, и запойно расцеловывают политических партнеров, будто не имея сил оторваться от процесса. Все, что способно двигаться, коллективно движется в светлое будущее: марширует, семенит под транспарантами, галопирует на лошадях, ползет на танках.

После 1994г. вся эта живая масса начинает двигаться уже в другом направлении, заданном цитатой: «Я свой народ за цивилизованным миром не поведу». Здесь фильм превращается в сказку-фэнтези с указателем на перекрестке: «Направо - цивилизованный мир, налево - светлое будущее, прямо - белорусское чудо».

За 30 минут это нагромождение хронометрических скачков, флэшбэков, параллелей, острот, намеков и упреков вполне успевает достичь предела и сознания еврочиновника. Из происходящего на экране депутат понимает только одно: он набедокурил. Даже если не он сам, то его предшественники - уж точно. Причем за содеянное явно придется платить. Сами набедокурившие предусмотрительно умерли до того, как белорусы приехали в Страсбург с фильмом-квитанцией об уплате за содеянное. Недаром депутаты, по словам Орлова, «морщились на отдельных кадрах».

Белорусская аудитория - другое дело. «Тутэйшы» зритель при просмотре послушно смеется и напрягается в специально отведенных для этого местах, но испытывает разочарование. Киноманы управы слишком «в теме», чтобы еще раз прослушивать курс для начинающих патриотов.

Один из зрителей полюбопытствовал: «Какова была задача - заказчика и ваша?» - «Я всегда ставлю перед собой задачу разобраться с проблемой, которая на столе, - ответил Хащеватский. - У меня однажды была дискуссия по поводу заказных фильмов. Этот тоже заказной. Из тридцати моих фильмов только один я снял по собственной инициативе - «Обыкновенный президент». Все остальные - заказные, но они мне очень нравятся… За это я благодарен продюсерам. У меня есть свои идеи, но обычно они не проходят у продюсеров». Задача«была такая - очень большое количество людей вообще не знает о Дне Воле и его истории, я сам знал только приблизительно. Пока делал, наконец понял, что это такое».

«Хорошо, допустим, вы выучили историю, -
согласился парень.- Но почему мы должны на это смотреть?» «Идите смотрите что-нибудь другое», - парировал режиссер.

«Когда я был молодым, все вокруг было г…но», - подвел Хащеватский итоги дискуссии.

«ПОВОЗИЛИ ЕВРОПУ ЛИЦОМ ПО СТОЛУ»

«Жесть, - прокомментировал после просмотра студент журфака. - Мессидж такой: как фигово, что Европа от нас отвернулась. И как фигово, что Россия не поступила так же». Зрительница Ксения была более категоричной: «Пожалуй, единственная прелесть этого фильма в том, что его никогда не покажут по БТ. Потому что эта агитка еще и довольно занудная. Полчаса смонтированной хроники и интервью по скайпу… Если бы это продолжилось еще минут десять, я ушла бы. Вообще, во время просмотра родилась версия, что авторы фильма повозили Европу лицом по столу исключительно из-за того, что им не хватило денег на командировки в Прагу или Торонто (или где там Сурвилла живет сейчас?). «Киношка» для употребления еврочиновниками. Те, кто учил в школе историю, новой информации не почерпнут, так что это не годится к просмотру даже в качестве образовательного фильма».
Добавить комментарий
Проверочный код