Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Услуги профессионалов. Объявления - ремонт pocketbook .
aeperson.ru
№35 (656) 01 сентября 2008 г. Мнения

Демократия на зависть

01.09.2008
с Александром Грицановым

Александр ГРИЦАНОВ

Переход отечественной средней школы от амбициозных 12 лет обучения к скромным 11 годам стартовал. Уже почти забылись монументальные аргументы, выдвигавшиеся руководством системы образования в поддержку увеличения сроков подготовки строителей сильной и процветающей Беларуси. Ведь тогда, как казалось, инициатива снизошла «с самого верха». Сегодня оттуда же велено крутить кино обратно.

В принципе, идею 11-летки нельзя однозначно квалифицировать ни в качестве «ведущей в пещерный век» (как недавно выразился один уважаемый депутат), ни как однозначно прогрессивную. Образование (как, впрочем, и армия) представляет собой слепок конкретной общественной модели. Режим ручного управления белорусским государством и экономикой, утвердившийся за последний десяток лет, «быстрых разумом Невтонов» - вопреки взыскательным фантазиям русского классика - и не требует. Искусство администрирования местного формата предполагает четкое представление о том, как на селе запрягают коня (для демонстрации правильного классового происхождения и сохранения связи с культурными корнями), дополненное умением исполнять сакраментальную команду «делай, как я».

Сама по себе образовательная трансформация сегодня не очень смущает руководство школ. Детишки, разумеется, немного поприкалываются над нумерацией классов со штрихами, вроде отсутствуют пока учебники по черчению и новому предмету - обществоведению (лет 20-30 назад данный курс был советской школе хорошо известен; не зря говорят, что новое - это навсегда забытое старое).

Учителям учебники не нужны: глава государства выразил надежду, что, имея на руках соответствующие учебные программы, они вполне обойдутся без многостраничных творений высоколобых профессорских коллективов, призванных разрабатывать именно подобного рода системные наставления. «Классовое чутье наставника» - орган, особо ценный в условиях обострения международной напряженности и некоторой сумятицы в глобальных идеологических установках.

Между прочим, сама программа «Обществоведение. IX-XI классы (для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения)» (Минск, 2008) получилась на удивление приличной. В перечне литературы для учителей, посвященном постижению темы «Человек и общество», присутствуют труды Эриха Фромма, Освальда Шпенглера и Карла Ясперса. В таком же списке по проблеме «Белорусское государство» по алфавиту (!) соседствуют монография независимого критически мыслящего экономиста Л.Ф.Заико, в 1998г. усмотревшего в экономике Беларуси вектор «через реформы к развитию», Конституция РБ, а также текст лекции «Исторический выбор Беларуси», прочитанной Александром Лукашенко 14 марта 2003г. в БГУ.

Довольно странно видеть в соответствующих списках для учащихся 7-е издание книги «Обществознание» российского издательства «Дрофа», а также московскую книгу одиннадцатилетней давности «Человек и общество». Компенсируется столь непонятное присутствие в нашей суверенной программе зарубежного источника 1997г. (пика разгула олигархической «семибанкирщины») упоминанием пары-тройки текстов на «матчынай мове», посвященных «праздникам и обрядам белорусов».

Особо впечатляет требование, предъявляемое к тем учащимся, кто будет в состоянии адекватно постичь весь этот объем знаний: «сравнивать социальные явления и процессы по самостоятельно выбранным критериям» и «осуществлять поиск социально-гуманитарной информации в различных источниках».

Демократия на зависть любым заокеанским законодателям…
Добавить комментарий
Проверочный код