Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№35 (656) 01 сентября 2008 г. Личный вкус

CD-обзор

01.09.2008
 

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

* «Cеребряная Свадьба». «Концерт в Чулане». * «Джамбібум». «Жавароначкі»

На суд читателей «БелГазеты» представлены работы двух категорически не похожих белорусских групп. Тем не менее в обеих поют девушки. Обе используют архаичные жанры - кабаре-шансон и народные песни - и дают им новую жизнь. В презентации одного альбома участвовала толпа фанатов, плюшевые звери, пятьдесят чемоданов, гармошка-концертино и трусики в горошек. В презентации другого тоже было что-то театральное, но резонанса было меньше. Если эти группы встретятся на фестивале, одна мигом затмит другую. Но если они столкнутся в студии, расстановка сил изменится.

«CЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА». «КОНЦЕРТ В ЧУЛАНЕ». M-dom, 2008

Долгожданный официальный (пусть и выпущенный лимитированным тиражом) диск группы, которая так и не удосужилась записать альбом. Причины обсуждались многими: 50% энергетики «Серебряной Свадьбы» возникает непосредственно на сцене. Пока группа якобы так и не придумала, как записать это безумие в студии, разложив лязг бутылочек и хохот аудитории на тридцати дорожках. Поэтому диск записан живьем «в чулане» студии Maple Tree. И даже так, в форме концерта, он звучит стерильно: зритель не рвет на себе рубаху, хорошо слышны вокал и инструменты, все ровненько сведено, и как-то непонятно, почему Бенька иногда поет чуть-чуть запыхавшись. Где драйв?

Альбом напоминает BBC sessions, которые выходили у многих знаменитых групп, где они сидят в радиостудии и играют песни для горстки людей: вроде и концертная запись, но драйва не слышно. Может быть, он и есть где-то, но на пленку не попал. Вообще, студии - странная вещь: что запишешь, то слушатель и услышит. К счастью, диск сыгран довольно растрепанно (появились даже элементы ска-панка!), чтобы заинтересовать случайных слушателей. К традионным скрипке-гармошке-банджо добавились духовые инструменты, и теперь «Свадьба» звучат как старомодное мультяшное хулиганское кабаре. Впрочем, меломанское ухо радуют песни поаккуратнее, демонстрирующие профессионализм музыкантов. Например, «До утра» - явная постмодерн-калька с песни Кейт Буш Army Dreamers. Чувствуется, что группе не хватает вкрадчивости - теперь, после достижения успеха, им нужно учиться играть тихо, но так, чтобы захватывало дыхание.

Фанатов диск обрадует: там есть хиты про природу чемодана, все деньги парижских корпораций и миленького, который ушел в полупальто. Основной ужас в том, что в записи, лишенной театрального безумия и сценической пластики, это напоминает то ли детский радиоспектакль, то ли добродушный советский сюр мультфильма о «Пластилиновой вороне». А может, это страус злой? А может, это дворник был? В общем, чтобы когда-нибудь не обнаружить себя идущими по сельской местности к ближайшему орешнику за новою метлой, «Серебряной Свадьбе» нужно не упустить золотого момента, когда им потребуется бросить все, засесть на год в студии и записать лучший альбом в новейшей музыкальной истории страны.

«ДЖАМБІБУМ». «ЖАВАРОНАЧКІ». BMAgroup, 2008

Уже второй официальный альбом группы, которая живьем тоже звучит совершенно иначе, чем в записи. На сцене группа выдает безудержный фолк-фьюжн, отчасти интуитивно-эмбиентный, включающий в себя как элементы джазового скэта, так и результаты довольно смелой в своей размытости обработки народных мелодий. В студии же они концентрируются на оптимальной передаче энергетики песен и наращивании звуковой формы.

Если концерт «Джамбібум» для кого-то может звучать фоновой музыкой, то запись такого себе не позволяет, удерживая внимание слушателя композиционной напряженностью: народные мелодии звучат массивно и сочно, не теряя структурности, а околоджазовые развлечения позволяются разве что в качестве оттеняющего украшения, делающего аутентику понятной широкой аудитории, жаждущей развлечений (как пример таких игр с публикой прекрасно подходит фолк-рээгги-песенка про козла). Вероятно, поэтому суматошное вокальное многоголосие порой напоминает эстетику финского фолк-коллектива Varttiina.

Музыканты серьезно относятся к саунду - если что-то прозвучит не так, слушатель не почувствует энергии, наверняка вложенной в песню. Вероятно, этот диск - самое яркое на сегодня проявление белорусского неофолка, которому свойственны джазовая легкость и дурашливость, изящно прикрывающая очень серьезное и вдумчивое отношение к своему творчеству.
Добавить комментарий
Проверочный код