Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№35 (656) 01 сентября 2008 г. Экономика

Мимо кармана

01.09.2008
Проблемы инвестиционной политики Совмина

Ярослав РОМАНЧУК

Задача попасть в Тор-30 стран мира по качеству инвестиционного климата правильна и амбициозна. О ней неоднократно говорили Александр Лукашенко и руководители правительства. Но прошла первая половина 2008г., а системные меры по улучшению инвестиционного климата не предприняты. Изменений в инвестиционной политике тоже не произошло. Более того, по утверждению Нацбанка, «финансовые условия инвестиционной деятельности в январе-июне 2008г. были менее благоприятными, чем годом ранее». Цены ускорили рост. Инвестиционные затраты предприятий выросли, а с ними - спрос на кредиты, в т.ч. из бюджета. Модернизация за счет бюджетных ресурсов и принудительно выдаваемых кредитов банков может усугубить экономическое положение, а не исправить его.

ПО НАКАТАННОЙ

Предприятия не могут обеспечивать высокие темпы роста, модернизировать производство и гарантировать производство высококачественной современной продукции без инвестиций. В рыночной конкурентной экономике источником заемных ресурсов являются частные банки, финансовые структуры, фондовый рынок, выпуск облигаций, привлечение дополнительных ресурсов акционеров или других инвесторов.

В Беларуси с инвестициями все наоборот. Доминирующие в экономике госпредприятия рассчитывают на свои внутренние ресурсы, поддержку правительства и госбанки. Диверсификации источников инвестиций не произошло. У правительства просто нет представления о том, как ее добиться. Оно собирает в бюджет 55% ВВП и не особо утруждает себя мыслями об открытии новых источников инвестиций и модернизации экономики. Но традиционные источники не вечны, об этом предупреждают Нацбанк, МВФ и независимые эксперты. Условия финансирования инвестиций ухудшаются. По информации Нацбанка, «по сравнению с январем-июнем 2007г. индекс цен на строительно-монтажные работы увеличился на 6,1 п.п. и составил 115,6%, превысив рост потребительских цен, цен производителей промпродукции и тарифов на грузовые перевозки, а также установленное среднегодовое значение целевого прогнозного параметра (112%)».

Вопреки ожиданиям Совмина, кредитные ресурсы дешевле не стали. Нацбанк и так завел финансовую систему в зону отрицательных процентных ставок. По-хорошему ставку рефинансирования нужно поднимать до 17-18%. В условиях роста напряжения в мировой финансовой системе ждать дешевых внешних займов тоже не приходится. Значит, нужно привлекать инвесторов через продажу контрольных пакетов акций предприятий. Другие условия едва ли будут прельщать серьезных инвесторов. Если «Газпром» уже наелся управления «Белтрансгазом» на условиях 50:50 с белорусским правительством, то что уж говорить о более мелких структурах! Для стимулирования этого процесса нужны четкие гарантии прав собственности, либерализация цен, режима производства, внутренней и внешней торговли. К сожалению, в этом направлении мысль Совмина практически не работает. Она по инерции направлена на точечное решение острых проблем и мелкую поддержку наиболее настойчивых просителей господдержки.

АДМИНИСТРАТОРЫ, А НЕ ИНВЕСТОРЫ

Приведем несколько примеров. Постановлением N1098 от 31.07.2008г. Совмин обязал «Белинвестбанк» взять в залог здание УП «Могилевлифт» стоимостью Br754 млн. для получения кредита в виде возобновляемой кредитной линии на Br20 млрд. на выплату зарплаты, уплату социальных и страховых взносов. Если предприятие закладывает основной капитал, чтобы выплатить зарплату, почему бы его не продать заинтересованным инвесторам? Нет, Совмину проще сохранить статус-кво.

Постановлением N1066 от 23.07.2008г. Совмин предоставил гарантии в погашении кредитов на Br1,99 трлн. для производителей сельхозпродукции. Изначально речь шла о продуктах растениеводства, но список из 186 коммерческих организаций, которые были облагодетельствованы правительством, гораздо шире традиционного АПК. В него попали КУП «Белорусская свинина», ОАО «Белсолод», опытный рыбхоз «Белое», ОАО «Рапс», сельхозпредприятие «Демехи», десятки агрокомбинатов, комбинатов хлебопродуктов, льнозаводов, птицефабрик, комбикормовых заводов, а также такие известные «растениеводы», как

Климовичский ликеро-водочный завод, Брестский ликеро-водочный завод «Белалко», Витебский ликеро-водочный завод, Гомельский ликеро-водочный завод, Бобруйский гидролизный завод и даже белорусско-литовское СП «Речицапиво».

Получив мощную поддержку от правительства, эти предприятия вряд ли будут активно искать инвесторов. Им проще найти выходы на чиновников, которые тоже мечутся в поисках инвестиционных проектов. Деньги-то тратить надо, иначе в следующем году не дадут. ОАО «Солод» не продали заинтересованному внешнему инвестору, и сейчас оно пользуется деньгами из бюджета, вместо того чтобы быть его донором. Еще курьезнее ситуация с «Речицапиво». Почему правительство должно давать гарантии частному предприятию по производству пива?

В первой половине 2008г. прямые вложения иностранных инвесторов в основной капитал в структуре источников составили лишь 1,4%. Тем не менее их объем в 2,8 раза больше, чем в первой половине 2007г. По данным Нацбанка, «доля всех внешних источников (прямых вложений иностранных инвесторов и кредитов иностранных банков) в объеме капиталовложений снизилась до 1,9% при 3,1% в январе-июне 2007г., их объем в долларовом эквиваленте составил $127,1 млн.».

С УПОРОМ НА АРЕНДУ

Еще одна важнейшая инвестиционная тема - аренда недвижимости. Этот рынок находится под контролем нескольких мощных олигополистов. Органы госвласти настолько взвинтили арендные ставки, что даже государственные и коммунальные предприятия возмутились и представили в Совмин и администрацию президента свои негативные балансы.

Чтобы уберегать избранных от дамоклова меча высоких арендных ставок, чиновники придумали невинный, на первый взгляд, инструмент - понижающий коэффициент. Это значит, что если вы имеете возможность выйти на руководителей госорганизации-арендодателя, красиво обосновать социальную и экономическую важность вашего бизнес-проекта, то в отношении вас в качестве исключения могут применить понижающий коэффициент арендной планы.

Если для простого смертного аренда 1 кв. м офисного (торгового) помещения обходится в 15-20 евро, то для номенклатурных лоббистов она может быть и в 10 раз меньше.

Неравные условия хозяйствования - верный путь к монополизации и коррупции. Инвесторы, в первую очередь белорусские, с удовольствием выкупили бы десятки тысяч зданий в городах, придав динамику рынку недвижимости и создав столь необходимую конкуренцию. Однако и этот важнейший сегмент рынка остается вне инвестиционных планов правительства.

ВСЁ НА СКЛАД!

Увеличение инвестиций государства сопровождается ростом товарных запасов, кредиторской и дебиторской задолженности. Мало дать заводу кредит или дотацию и сказать: увеличь объемы производства на 15%. В бизнес-плане должно быть прописано, кто и на каких условиях купит выпущенные товары. Эту простую рыночную аксиому министры и многие директора еще не усвоили, что и подтверждает Нацбанк: «Основными причинами роста запасов готовой продукции стал рост объемов производства, не обеспеченный соответствующим ростом спроса, недостаточная конкурентоспособность отдельных видов отечественной продукции».

На бюджетные деньги, на привлеченные от госбанков кредитные ресурсы многие предприятия продолжают выпускать низкотехнологичную, не привлекательную для потребителя продукцию. Частный инвестор не позволяет себе такого поведения. К сожалению, в 2008г. правительство побоялось открыто объявить курс на приватизацию и кардинально изменить порядок ее проведения.

Сегодня правовая база для приватизации способствует лишь внутриноменклатурному переделу активов. Такой процесс едва ли станет источником инвестиций. Нет прогресса в развитии фондового рынка, инвестиционных, совместных или пенсионных фондов. Они могли бы стать источником «длинных» денег на структурные реформы.

2008г. не стал переломным в инвестиционной политике Беларуси. Гиперзависимость от состояния бюджета и нескольких госбанков сохранилась. Риск попасть в долговую ловушку России увеличился. Негативная тенденция накопления инвестиционных ошибок не остановлена. Тысячи предприятий продолжают бездарно проедать ресурсы госбанков и бюджета. Они выполняют спущенный сверху инвестиционный план.

ИНОСТРАННЫЕ ИСТОЧНИКИ в структуре инвестиций в основной капитал в январе-июне 2007-08 гг., % к общему объёму инвестиций

СТРУКТУРА источников инвестиций в основной капитал в январе-июне 2007-08 гг., %
Добавить комментарий
Проверочный код