Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Президент внес поправки в декрет о предупреждении социального иждивенчества. Кого еще следует признать тунеядцами?
утративших доверие высокопоставленных чиновников
не сдавших сессию студентов
не выполнивших план по административным протоколам милиционеров
руководителей убыточных госпредприятий
проваливших медальные планы спортсменов и тренеров
депутатов всех уровней
№33 (654) 18 августа 2008 г. Радости жизни

Бэтмен крышует Беларусь

18.08.2008
«Я же говорил, что это поп, а ты: Бэтмен, Бэтмен…»

Наталья ПРОВАЛИНСКАЯ

В минувший четверг в кинотеатрах Минска прошла премьера «Темного рыцаря» - сиквела фильма «Бэтмен: начало». По данным компании Warner Brothers, в первый день показа в США, 18 июля, фильм заработал $66,4 млн., одолев третью часть «Человека-паука» ($59,8 млн.). Даже в свой третий уик-энд картина по-прежнему оставалась в лидерах.

За полчаса до начала премьерного показа в фойе кинотеатра «Москва» начала робко просачиваться разреженная публика разнообразных калибров: унылый скелетообразный подросток с попкорном, сгибающийся под тяжестью громадных наушников, прокопченный на солнцепеке усач пенсионного возраста в майке-таблоиде с англоязычными заголовками вроде «Я не тот, на кого можно безнаказанно наехать», толстушка в ситцевом отрезе с тощей подружкой под мышкой и парочка малолетних влюбленных, намертво вцепившихся друг в друга.

Еще через пятнадцать минут адепты попкорна и зрелищ повалили валом: в буйном нашествии преобладали плотно сколоченные группировки мрачноватых отроков в стиле «стрит», разбавленные в неравной пропорции стайками оглушительно трещавших девиц. Иностранец, болтая с акцентом, надменно прошествовал к своему месту. Над его макушкой грозно возвышался чрезвычайно рослый эскорт модельной наружности, ненавязчиво прикрытый платьем-комбинацией. Двое серьезных молодых людей в предвкушении драматичного экшна громко пересказывали легенды о судорожном желании всех без исключения горожан планеты иметь в собственном распоряжении сертифицированного Бэтмена со знаком качества: «Стоят два наркомана. Навстречу им идет поп в рясе. Наркоманы схватили попа, затащили на крышу ближайшего дома и сбросили с крыши. Смотрят вниз, а поп лежит бездыханный. Помолчали. Потом один говорит: «Я же говорил, что это поп, а ты: Бэтмен, Бэтмен...»

Один из молодых людей оказался умеренным бэтменоманом: «Интересно поглядеть на Хита Леджера, который прожил целый месяц в одиночку, чтобы сыграть в фильме психопата, сыграл и умер. В фильме конца 80-х Джокера играл Николсон, тот Джокер был комик и чокнутый добряк, а этот просто чокнутый. К тому же буйный. Экспериментирует на людях, этакий невменяемый Мефистофель - то ли из дурдома, то ли из приюта для бомжей. Сравним!» Его приятель возразил: «Чего тут сравнивать? Это же комикс, детство, мы росли на этой штуке. Это из разряда черепашек ниндзя, Дейла, который спешит на помощь, и прочей трогательной ерунды, не вижу смысла искать в этом смысл».

СПРАВКА «БелГазеты». Картина режиссера Кристофера Нолана, заинтриговавшая пришедшую на премьеру белорусскую публику, заняла первое место в списке 250 лучших фильмов всех времен сайта imdb.com, обойдя «Крестного отца» Френсиса Форда Копполы.

Зал кинотеатра погрузился во тьму и принялся сосредоточенно наблюдать, как одинокий миллионер Уэйн (он же неуловимый мститель Бэтмен), вконец измученный несовершенством мира, в течение двух с половиной часов занимается устранением особо несовершенных обитателей города Готема. Туго соображающие гангстеры вымирают неохотно, но скоропостижно и с обилием спецэффектов. Притомившись, борец со злом подумывает о пенсии и пытается делегировать полномочия новому окружному прокурору - «белому рыцарю» города. Тот отличился, успешно посадив тех мафиози, которых по невнимательности не добил Бэтмен, все более изнашивающийся на производстве.

Однако здесь в игру ввязывается профи зла, гений-паяц в фиолетовом хитоне под толстым слоем белил - Джокер, блестяще сыгранный Хитом Леджером. По сравнению с картонным супергероем он редкостный живчик: кривляется, лезет из кожи вон, мрачно подшучивает над потенциальными покойниками, дурашливо интонирует, демонстративно брезгует элементарной логикой и хладнокровно орудует ножичком, вовсю изображая при этом сложный внутренний мир и наличие застарелой драмы в биографии. По пятам за этим психопатом гоняются все объекты его интеллектуальной потехи - Бэтмен, полиция и мафия, однако впустую. Он вытащил скелеты из городских шкафов, доказав, что при правильном подходе каждый закоренелый добряк окажется закоренелым мерзавцем. В конце концов добро, положенное на обе лопатки, частично выходит из комы, взваливает на себя все грехи вкупе с трупами и опять оказывается в бегах с перспективой скорого (и не менее крупнобюджетного) возвращения. Как, впрочем, и его антагонист в гриме клоуна.

Несмотря на политические намеки и тончайшие психоэмоциональные рефлексии суровых мужчин с торчащими из-под полумасок квадратными подбородками, комикс не вызвал у белорусской аудитории сочувствия: она нахально ухахатывалась в наиболее драматичных фрагментах и сценах насилия. При просмотре эпизода, где прокурор, т.н. «белый рыцарь», удачно приобщенный клоуном-экспериментатором ко злу, демонстрирует изуродованную половину лица с обнаженными мышцами и зубами (очень натуралистичный пример двуликости), из задних рядов раздался истошный и чересчур протяженный девичий вопль ужаса. Когда вопль закончился, зал некоторое время помолчал, а затем слег от хохота и не унимался на протяжении четверти часа.

Вселенская скорбь эксплуатирующего наемный труд капиталиста с ушками торчком и в черном плащике явно никого не задела: в условиях Беларуси это не мифологический персонаж, а обычный «ряженый», статус которого в народе предполагает взрыв здорового смеха при его появлении. «Ну и фильм про тебя сняли!» - шпана у входа в кинотеатр хлопала своего зардевшегося товарища по плечу. Толстушка в ситцевом отрезе театрально сокрушалась: «Подумать только, я хожу на такие фильмы, это совсем не в моем вкусе! Это деградация!» В то же время шустрый парнишка в интервью корреспонденту «БелГазеты» продемонстрировал недюжинный восторг: «Это шедевр, обычно я дрыхну в кино! Я так смеялся, когда клоун поднес нож ко рту того мафиози, потряс, а потом с жалостью спросил: «Ты чего такой грустный?» И сразу зарезал его! А вот сам Бэтмен ни рыба ни мясо, носится без толку, мешается под ногами у полиции».

* * *

Судя по нескольким схожим отзывам, городская партизанщина бесшабашного одиночки оказалась в диковинку белорусам, которые исторически предпочитают ретироваться в близлежащий хвойно-лиственный массив всей толокой. Поверхностное «гойсанне» по козырькам крыш выглядело увеселительной прогулкой по сравнению с глубоким проникновением в выкопанные в суглинках землянки. «Горожане очень достоверно играют самих себя, - посчитал 35-летний усатый инженер. - Особенно когда хотят сдать Бэтмена, на которого недавно молились. Лишь бы их не трогали! Здесь менталитета нет никакого: белорусы тоже сдали бы. А вот американская демократия интересно показана. Есть эпизод, когда Джокер запер две группы людей на двух кораблях, дал им по пульту с кнопкой и сказал: кто раньше взорвет второй корабль, тот останется в живых. Это же надо, обыватели устроили голосование! Будучи одной ногой в могиле, все равно проголосовали по всем правилам. Причем за то, чтобы нажать!»

Юноша, рассказывавший анекдот о наркоманах в качестве эпиграфа к фильму, остался доволен просмотром: «Тупее только «Симпсоны». Какой-то невменяемый с разукрашенной рожей «мочит» всех в общественных местах, но его никто не может поймать. Бэтмен гоняется за Джокером, бандитами и иногда за копами. Копы гоняются за Джокером, бандитами и иногда за Бэтменом. Финал вообще супер: Бэтмен спас главного копа, а все остальные копы во главе со спасенным начинают охоту за Бэтменом, и тот вынужден сбежать: город в нем «больше не нуждается»!»

Его друг выдвинул иную трактовку: «В своем роде и в своем жанре фильм первоклассный, мрачный, но очень заводит: выходишь с желанием обзавестись плащом и маской, чтобы «мочить» всяких клоунов, возомнивших себя пупами земли. Даже у нас в университете этих клоунов полно! К тому же только так - со спецэффектами, с напряженкой - и можно скормить хотя бы какие-то представления всяким жвачным завсегдатаям мультиплексов по всему миру. Движуха не совсем в кайф, если нет якобы глубоких диалогов. И от спецэффектов тащишься, и от мысли: ва-ау, да я интеллектуал! А я просто люблю сказки про Бэтмена, и эта сказка уж точно круто снята. Ну и что, что в Беларуси Бэтмена нет? У нас даже зданий нормальных высотных нет: у него крылья не успеют сработать, разобьется в лепешку, а тут как раз наряд милиции…»
Добавить комментарий
Проверочный код