Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№33 (654) 18 августа 2008 г. Личный вкус

Гитара - на все времена

18.08.2008
камерТОН

Боря ВЕБЕР

CD Александр Литвиновский. Intavolatura (Ковчег, 2008)

Сборник произведений для гитары композитора Александра Литвиновского, свободно работающего в жанрах симфонической, камерной, хоровой, электроакустической музыки. «Белорусский композитор нового времени» - так охарактеризовал Литвиновского Дмитрий Смольский, у которого первый в свое время учился по классу композиции в Белорусской академии музыки.

Понятие времени занимает в творчестве Литвиновского центральное место. Время как практически непостижимое сочетание прошлого, настоящего и будущего; нахождение прошлого в настоящем, а будущего - в прошлом; время, заглядывающее само в себя и находящееся само с собою в гармонии. Экскурс композитора в музыку ренессанса, барокко, классицизма и романтизма далек от прямой реконструкции - скорее это попытка взглянуть на музыку тех эпох глазами их современников. Элементы новой музыки здесь можно расценивать как выполняющие роль утилитарных, сигнальных факторов настоящего времени, которые всегда воспринимаются практически одинаково - будь то аудитория века XV в. или XXI в.

Сборник Intavolatura включает в себя три произведения композитора: одноименную сюиту для гитары, написанную в 1991г., триптих Rondo Ricercari для гобоя и гитары (1998), сонату для флейты и гитары Filix (1997). Сборник дополнен электроакустическим ремиксом Intavolatura, записанным в Нью-Йорке в 2006г.

Каждое из представленных сочинений представляет один из возможных способов адекватного прочтения старинной музыки. Эти способы отнюдь не реанимационные, скорее осторожные и щепетильные. Так, в сюите Intavolatura пьесы ренессансного стиля, выдержанные в возможно точном соответствии с оригинальными образцами, чередуются с пространными, разделяющими их интерлюдиями, выполненными с использованием современной, даже авангардной техники. Интерлюдии представляют как раз реакцию нынешнего времени на музыку прошлого и благодаря самой форме интерлюдии - максимально свободной, аналитической и субъективной - органично укладываются в стилистические рамки, задаваемые основными, «старинными» позициями сюиты.

Триптих Rondo Ricercari для дуэта гобоя и гитары продолжает эксперименты композитора по синтезу современной и ренессансной музыки. Здесь наложение эпох реализуется по линии поиска гармонии; способ сочетания несочетаемого находит себя в движении и хитросплетениях музыкального потока, частично опираясь на законы старинной музыки, частично - на законы (или даже их отсутствие) музыки современной.

Соната Filix (лат. «папоротник») демонстрирует уже высадку структурно четко оформленного десанта актуальной музыки в сонатную форму. Для напряженных поисков, которые предпринимает этот внедренный в прошлое зонд, композитор находит удачную метафору - поиски цветка папоротника, обогащающую произведение богатыми возможностями использования фольклорных и околофольклорных элементов.

Электроакустическую версию Intavolatura, присутствующую на диске в качестве бонуса, как раз отличает умеренность использования электронных средств, несущих скорее колористическую функцию оформления исходного произведения, только указывающую на возможность его прочтения авангардным инструментарием. Впрочем, это полностью укладывается как в перенесенный из поп-музыки в академическую жанр ремикса, так и в общую, гитарную, атмосферу альбома.
Добавить комментарий
Проверочный код