Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№33 (654) 18 августа 2008 г. Глобалист

Не оголодаем

18.08.2008
Беларуси энергетический голод не грозит

Константин ФИРСОВ

Для энергетического счастья Беларуси вполне хватит $10 млрд. в год. Именно в такую сумму можно оценить потребность страны в энергоресурсах. Совсем не обязательно иметь свои нефтяные скважины, залежи природного газа или угля. Главное, иметь устойчивый кэш-флоу, чтобы купить на мировом рынке любой объем любых видов энергоресурсов или электроэнергии.

Большая часть мировой и национальной политики строится на страшилках, рисках и апокалипсических прогнозах. Одна из самых популярных фобий последнего столетия - истощение энергоресурсов. Коллапс мировой экономики предрекают с завидной регулярностью, но она все вертится. Энергоресурсов меньше не становится. Современные технологии позволяют из

1 т нефти и угля, 1 куб. м газа получить гораздо больше, чем 30 лет назад. Резко улучшилась энергоэффективность станков, оборудования, моторов и двигателей. На 1 л бензина можно проехать большее расстояние. 1 кг мазута или газа дает больше тепла и света. И нет оснований считать, что в XXI в. все будет как-то иначе.

Обыватель привык к тому, что бензин, свет, вода, газ, отопление есть круглые сутки, но никак не может принять мысль, что они по определению не бывают бесплатными, что превращение «диких» природных ископаемых в удобные для потребления энергоресурсы стоит «мозгов», технологий» и денег.

Беларуси опасно впадать в панику антиглобалистской энергофобии. Если не брать крайние политические сценарии, когда Россия может прекратить продавать нам нефть и газ (их вероятность составляет всего 5%), Беларусь может снять тему обеспечения энергоресурсами для своего развития.

Таблица

Нам не так много нужно для энергетического счастья. Концепция энергетической безопасности Беларуси строится на нескольких фундаментах. Во-первых, дружба и партнерство со всеми соседями, включая Россию. Можно называть наши отношения с восточным соседом как угодно - братскими, стратегическими или краеугольными. Главное, чтобы в сфере энергоресурсов они были рыночными: никаких подачек, особых режимов, дотаций, привилегий.

Строить долгосрочную стратегию развития страны на российских энергетических грантах - значит не только увеличивать политические и структурные риски, но и снижать нашу конкурентоспособность как на уровне предприятий, так и на уровне правительства. Получая дешевый газ, мазут и электроэнергию, директорат расслабляется и не считает нужным инвестировать в энергоэффективные технологии и менеджмент. Правительство же, получая щедрый энергетический грант для пополнения бюджета, не проводит экономических реформ и игнорирует интересы предпринимателей. Чем быстрее Беларусь перейдет на мировые цены на энергоресурсы, чем быстрее откажется от сложных и неэффективных схем по перекрестному субсидированию, тем быстрее и дешевле будет наш путь в элиту мирового конкурентного бизнеса. Соответственно, выше будут доходы людей и вероятность их обеспеченной жизни и старости.

Второй фундамент политики энергобезопасности - диверсификация и развитие открытого конкурентного рынка внутри страны. В условиях Беларуси речь идет не столько о диверсификации стран-поставщиков, сколько о конкуренции компаний, которые могут продавать белорусским потребителям разные энергоресурсы. Одно дело, когда политически избранными продавцами нефти для нас являются «Роснефть» и «Лукойл», а газа - «Газпром», и продают они свои ресурсы, опять-таки, для парочки политически избранных компаний. И другое дело, когда сами белорусские потребители имеют право выбирать поставщиков, договариваться напрямую, минуя посредников в лице «Бел-трансгаза», «Белтопгаза» или предприятий «Белнефтехима».

Диверсификация касается и самих видов топливно-энергетических ресурсов. Пусть производители электроэнергии страны сами выбирают вид топлива, на котором им работать. При этом важно, чтобы они работали в условиях открытой конкуренции с импортерами электроэнергии. Такого рода контракты должны заключаться не министерствами или госмонополистами, а самими коммерческими организациями. Кто-то будет покупать атомную электроэнергию в Литве, кто-то - на Украине, кто-то - в России или Польше. Еще одна группа потребителей решит создать мини-электростанцию на биотопливе, ветре или солнечной энергии. Ну и пусть. Чем больше и разнообразнее будет рынок импортеров, производителей, продавцов и потребителей электроэнергии, тем меньше будет вероятность общенационального энергетического блэкаута, т.е. отключения одним внешним рубильником всей страны. Работа белорусской экономики в таком режиме позволит с наименьшими потерями выйти на мировые цены на энергоресурсы.

Путь к такому состоянию нелегок. Необходимо создать иную структуру рынка энергоресурсов, приватизировать ТЭК, причем так, чтобы не допустить олигополизации рынка. Хватит ли у белорусских властей напора, видения и мудрости, чтобы институционализировать диверсификацию и открытую конкуренцию, мы не знаем.

Третьим элементом системы энергобезопасности Беларуси является снятие административных барьеров для предприятий в плане адаптации ими современных энергоэффективных технологий. Этот процесс не должен идти централизованно, через правительство или Минэнерго. Сами предприятия должны видеть коммерческий смысл в разработке и внедрении современных технологий. В Беларуси только единицам под силу вкладывать деньги в научные разработки новых источников и технологий производства электроэнергии. От мировых лидеров мы отстали почти навсегда. Поэтому Беларуси выгодно не мешать предприятиям самостоятельно выбирать лучшее, наиболее экономное и экологически дружественное.

Наконец, четвертый и, пожалуй, самый главный элемент системы энергобезопасности - создание конкурентных условий для генерации добавленной стоимости. Один будет создавать дополнительный доллар богатства (за минусом всех издержек), другой - $100, третий - $1000. По приблизительному подсчету, в 2009г. Беларуси нужно будет чуть более $10 млрд., чтобы полностью обеспечить себя всеми необходимыми энергетическими ресурсами. Одно дело, когда эта сумма приходится на $50 млрд. ВВП, и другое - когда на $100 млрд. Если мы гарантируем людям права собственности, экономическую свободу, комфортные условия для жизни, развития и старости, они легко станут осно вным гарантом энергетической безопасности. Если же человека вывести за скобки энергетического выбора, страна будет находиться в состоянии хронической борьбы за энергетическую безопасность.
Добавить комментарий
Проверочный код