Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№33 (654) 18 августа 2008 г. Глобалист

Не оголодаем

18.08.2008
Беларуси энергетический голод не грозит

Константин ФИРСОВ

Для энергетического счастья Беларуси вполне хватит $10 млрд. в год. Именно в такую сумму можно оценить потребность страны в энергоресурсах. Совсем не обязательно иметь свои нефтяные скважины, залежи природного газа или угля. Главное, иметь устойчивый кэш-флоу, чтобы купить на мировом рынке любой объем любых видов энергоресурсов или электроэнергии.

Большая часть мировой и национальной политики строится на страшилках, рисках и апокалипсических прогнозах. Одна из самых популярных фобий последнего столетия - истощение энергоресурсов. Коллапс мировой экономики предрекают с завидной регулярностью, но она все вертится. Энергоресурсов меньше не становится. Современные технологии позволяют из

1 т нефти и угля, 1 куб. м газа получить гораздо больше, чем 30 лет назад. Резко улучшилась энергоэффективность станков, оборудования, моторов и двигателей. На 1 л бензина можно проехать большее расстояние. 1 кг мазута или газа дает больше тепла и света. И нет оснований считать, что в XXI в. все будет как-то иначе.

Обыватель привык к тому, что бензин, свет, вода, газ, отопление есть круглые сутки, но никак не может принять мысль, что они по определению не бывают бесплатными, что превращение «диких» природных ископаемых в удобные для потребления энергоресурсы стоит «мозгов», технологий» и денег.

Беларуси опасно впадать в панику антиглобалистской энергофобии. Если не брать крайние политические сценарии, когда Россия может прекратить продавать нам нефть и газ (их вероятность составляет всего 5%), Беларусь может снять тему обеспечения энергоресурсами для своего развития.

Таблица

Нам не так много нужно для энергетического счастья. Концепция энергетической безопасности Беларуси строится на нескольких фундаментах. Во-первых, дружба и партнерство со всеми соседями, включая Россию. Можно называть наши отношения с восточным соседом как угодно - братскими, стратегическими или краеугольными. Главное, чтобы в сфере энергоресурсов они были рыночными: никаких подачек, особых режимов, дотаций, привилегий.

Строить долгосрочную стратегию развития страны на российских энергетических грантах - значит не только увеличивать политические и структурные риски, но и снижать нашу конкурентоспособность как на уровне предприятий, так и на уровне правительства. Получая дешевый газ, мазут и электроэнергию, директорат расслабляется и не считает нужным инвестировать в энергоэффективные технологии и менеджмент. Правительство же, получая щедрый энергетический грант для пополнения бюджета, не проводит экономических реформ и игнорирует интересы предпринимателей. Чем быстрее Беларусь перейдет на мировые цены на энергоресурсы, чем быстрее откажется от сложных и неэффективных схем по перекрестному субсидированию, тем быстрее и дешевле будет наш путь в элиту мирового конкурентного бизнеса. Соответственно, выше будут доходы людей и вероятность их обеспеченной жизни и старости.

Второй фундамент политики энергобезопасности - диверсификация и развитие открытого конкурентного рынка внутри страны. В условиях Беларуси речь идет не столько о диверсификации стран-поставщиков, сколько о конкуренции компаний, которые могут продавать белорусским потребителям разные энергоресурсы. Одно дело, когда политически избранными продавцами нефти для нас являются «Роснефть» и «Лукойл», а газа - «Газпром», и продают они свои ресурсы, опять-таки, для парочки политически избранных компаний. И другое дело, когда сами белорусские потребители имеют право выбирать поставщиков, договариваться напрямую, минуя посредников в лице «Бел-трансгаза», «Белтопгаза» или предприятий «Белнефтехима».

Диверсификация касается и самих видов топливно-энергетических ресурсов. Пусть производители электроэнергии страны сами выбирают вид топлива, на котором им работать. При этом важно, чтобы они работали в условиях открытой конкуренции с импортерами электроэнергии. Такого рода контракты должны заключаться не министерствами или госмонополистами, а самими коммерческими организациями. Кто-то будет покупать атомную электроэнергию в Литве, кто-то - на Украине, кто-то - в России или Польше. Еще одна группа потребителей решит создать мини-электростанцию на биотопливе, ветре или солнечной энергии. Ну и пусть. Чем больше и разнообразнее будет рынок импортеров, производителей, продавцов и потребителей электроэнергии, тем меньше будет вероятность общенационального энергетического блэкаута, т.е. отключения одним внешним рубильником всей страны. Работа белорусской экономики в таком режиме позволит с наименьшими потерями выйти на мировые цены на энергоресурсы.

Путь к такому состоянию нелегок. Необходимо создать иную структуру рынка энергоресурсов, приватизировать ТЭК, причем так, чтобы не допустить олигополизации рынка. Хватит ли у белорусских властей напора, видения и мудрости, чтобы институционализировать диверсификацию и открытую конкуренцию, мы не знаем.

Третьим элементом системы энергобезопасности Беларуси является снятие административных барьеров для предприятий в плане адаптации ими современных энергоэффективных технологий. Этот процесс не должен идти централизованно, через правительство или Минэнерго. Сами предприятия должны видеть коммерческий смысл в разработке и внедрении современных технологий. В Беларуси только единицам под силу вкладывать деньги в научные разработки новых источников и технологий производства электроэнергии. От мировых лидеров мы отстали почти навсегда. Поэтому Беларуси выгодно не мешать предприятиям самостоятельно выбирать лучшее, наиболее экономное и экологически дружественное.

Наконец, четвертый и, пожалуй, самый главный элемент системы энергобезопасности - создание конкурентных условий для генерации добавленной стоимости. Один будет создавать дополнительный доллар богатства (за минусом всех издержек), другой - $100, третий - $1000. По приблизительному подсчету, в 2009г. Беларуси нужно будет чуть более $10 млрд., чтобы полностью обеспечить себя всеми необходимыми энергетическими ресурсами. Одно дело, когда эта сумма приходится на $50 млрд. ВВП, и другое - когда на $100 млрд. Если мы гарантируем людям права собственности, экономическую свободу, комфортные условия для жизни, развития и старости, они легко станут осно вным гарантом энергетической безопасности. Если же человека вывести за скобки энергетического выбора, страна будет находиться в состоянии хронической борьбы за энергетическую безопасность.
Добавить комментарий
Проверочный код