Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№33 (654) 18 августа 2008 г. Автостоп

«Многие стараются договориться»

18.08.2008
 

Елена АНКУДО

Российский вариант изменений в закон «О защите прав потребителей» действует с конца прошлого года. К каким хитростям прибегают российские дилеры, дабы не стать жертвой юридически подкованного покупателя, корреспонденту «БелГазеты» рассказал юрист российского холдинга «Атлант-М», пожелавший остаться неназванным.

- Насколько жестким закон «О защите прав потребителей» считается у российских продавцов автомобилей?

- Достаточно жестким. Взять хотя бы условие возврата автомобиля. Ранее это было возможно в случае признания выявленных недостатков существенными, а сегодня независимо от характера недостатков потребитель вправе вернуть автомобиль в течение 15 дней со дня покупки.

Многое зависит от марки и модели автомобиля. К примеру, покупатели Toyota, очередь ожидания на который может растянуться на год, не откажутся от покупки, даже если выявят у машины некий дефект. Покупатели люксовых Audi или BMW довольно привередливы. Они отказываются от машины, если ее комплектация отличается от согласованной даже в деталях отделки: скажем, вместо карбоновых вставок на панели - деревянные.

В случае удовлетворения требований потребителя суд взыскивает с продавца еще и штраф в размере 50% от суммы, присужденной потребителю, - за несоблюдение требований в добровольном порядке.

- Речь обычно идет о стоимости автомобиля?

- Обычно цена иска больше: потребитель просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда (от RUR1 тыс. до RUR500 тыс.) и неустойку за каждый день просрочки, а это 1% от стоимости товара. К счастью, суд может снизить неустойку соразмерно последствиям нарушения обязательства: если цена автомобиля RUR2 млн., а неустойка выросла до RUR8 млн., ее размер, скорее всего, будет уменьшен.

- Увеличилось ли количество претензий со стороны потребителей с введением в действие закона?

- Если судить по моей работе, количество обращений осталось на прежнем уровне. Обобщения судебной практики пока не опубликованы, выводы делать рано.

- На что жалуются покупатели автомобилей в России?

- На недостатки, которые просят устранить в соответствии с гарантийными обязательствами, на комплектацию, отличную от той, что оговорена в спецификации - приложении к договору купли-продажи, на непредоставление информации о товаре.

- Дала ли новая версия закона дополнительные шансы потребителям-экстремистам, деятельность которых нацелена исключительно на получение от автосалона денег?

- Однозначно. Достаточно уже одного требования вернуть машину автосалону при наличии любого недостатка, выявленного в первые 15 дней после покупки. Четкое отношение к этой статье пока не выработано. Например, не определено, как расценивать перегоревшую лампочку - в качестве недостатка или все же отнести к расходным материалам, заменить и забыть.

- Похожа ли оценка деятельности автосалонов российскими судьями на выводы их белорусских коллег, обычно занимающих позицию потребителя?

- Нет. Если позиция продавца твердая, если у него есть доказательства возникновения недостатка по вине потребителя, суд вынесет решение в пользу продавца. Кроме того, в договорах есть пункты, позволяющие автосалону вариативность поведения.

- Белорусские сотрудники автосалонов, запуганные уголовными преследованиями своих коллег, всеми путями стараются решить проблему с клиентами в досудебном порядке, привлекая к себе как можно меньше внимания. В России такая же ситуация?

- Урегулирование спора с потребителем в досудебном порядке предпочтительнее. Многие продавцы с целью сохранения клиентской базы и поддержания своей репутации стараются договориться с потребителем даже при условии неоднозначности его позиции. Однако автосалон, уверенный в своей правоте, сумеет отстоять свою точку зрения. Главное в такой ситуации - представить суду доказательства: надлежащим образом оформленные договора, приложения к ним, акты и т.п., которые убедят в необоснованности и незаконности заявленных требований. Если потребитель соглашается прийти к общему знаменателю, то все претензии снимаются еще на стадии переговоров.

- …рассчитывая на бонус - скидку на автомобиль, подарок или бесплатный ремонт?

- Да. Но это не значит, что продавец выполнит все, о чем попросит клиент.

- Как автосалоны защищаются от потребительских экстремистов?

- Правила поведения с покупателями вырабатываются каждым продавцом в отдельности. В салонах разных марок руководствуются рекомендациями своего поставщика.

Некоторые хитрости позволяют вычислить недобросовестного покупателя еще на стадии заключения договора и по возможности отказаться от сделки с ним. К примеру, в одном из салонов по продаже автомобилей премиум-класса потенциальному покупателю автомобиля предлагают чашечку кофе, а затем просят заплатить за нее в несколько раз больше, чем в кафе. Этот своеобразный тест позволяет выявить людей, у которых в действительности мало денег - не только на автомобиль, но и на кофе.
Добавить комментарий
Проверочный код