Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№33 (654) 18 августа 2008 г. Автостоп

«Многие стараются договориться»

18.08.2008
 

Елена АНКУДО

Российский вариант изменений в закон «О защите прав потребителей» действует с конца прошлого года. К каким хитростям прибегают российские дилеры, дабы не стать жертвой юридически подкованного покупателя, корреспонденту «БелГазеты» рассказал юрист российского холдинга «Атлант-М», пожелавший остаться неназванным.

- Насколько жестким закон «О защите прав потребителей» считается у российских продавцов автомобилей?

- Достаточно жестким. Взять хотя бы условие возврата автомобиля. Ранее это было возможно в случае признания выявленных недостатков существенными, а сегодня независимо от характера недостатков потребитель вправе вернуть автомобиль в течение 15 дней со дня покупки.

Многое зависит от марки и модели автомобиля. К примеру, покупатели Toyota, очередь ожидания на который может растянуться на год, не откажутся от покупки, даже если выявят у машины некий дефект. Покупатели люксовых Audi или BMW довольно привередливы. Они отказываются от машины, если ее комплектация отличается от согласованной даже в деталях отделки: скажем, вместо карбоновых вставок на панели - деревянные.

В случае удовлетворения требований потребителя суд взыскивает с продавца еще и штраф в размере 50% от суммы, присужденной потребителю, - за несоблюдение требований в добровольном порядке.

- Речь обычно идет о стоимости автомобиля?

- Обычно цена иска больше: потребитель просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда (от RUR1 тыс. до RUR500 тыс.) и неустойку за каждый день просрочки, а это 1% от стоимости товара. К счастью, суд может снизить неустойку соразмерно последствиям нарушения обязательства: если цена автомобиля RUR2 млн., а неустойка выросла до RUR8 млн., ее размер, скорее всего, будет уменьшен.

- Увеличилось ли количество претензий со стороны потребителей с введением в действие закона?

- Если судить по моей работе, количество обращений осталось на прежнем уровне. Обобщения судебной практики пока не опубликованы, выводы делать рано.

- На что жалуются покупатели автомобилей в России?

- На недостатки, которые просят устранить в соответствии с гарантийными обязательствами, на комплектацию, отличную от той, что оговорена в спецификации - приложении к договору купли-продажи, на непредоставление информации о товаре.

- Дала ли новая версия закона дополнительные шансы потребителям-экстремистам, деятельность которых нацелена исключительно на получение от автосалона денег?

- Однозначно. Достаточно уже одного требования вернуть машину автосалону при наличии любого недостатка, выявленного в первые 15 дней после покупки. Четкое отношение к этой статье пока не выработано. Например, не определено, как расценивать перегоревшую лампочку - в качестве недостатка или все же отнести к расходным материалам, заменить и забыть.

- Похожа ли оценка деятельности автосалонов российскими судьями на выводы их белорусских коллег, обычно занимающих позицию потребителя?

- Нет. Если позиция продавца твердая, если у него есть доказательства возникновения недостатка по вине потребителя, суд вынесет решение в пользу продавца. Кроме того, в договорах есть пункты, позволяющие автосалону вариативность поведения.

- Белорусские сотрудники автосалонов, запуганные уголовными преследованиями своих коллег, всеми путями стараются решить проблему с клиентами в досудебном порядке, привлекая к себе как можно меньше внимания. В России такая же ситуация?

- Урегулирование спора с потребителем в досудебном порядке предпочтительнее. Многие продавцы с целью сохранения клиентской базы и поддержания своей репутации стараются договориться с потребителем даже при условии неоднозначности его позиции. Однако автосалон, уверенный в своей правоте, сумеет отстоять свою точку зрения. Главное в такой ситуации - представить суду доказательства: надлежащим образом оформленные договора, приложения к ним, акты и т.п., которые убедят в необоснованности и незаконности заявленных требований. Если потребитель соглашается прийти к общему знаменателю, то все претензии снимаются еще на стадии переговоров.

- …рассчитывая на бонус - скидку на автомобиль, подарок или бесплатный ремонт?

- Да. Но это не значит, что продавец выполнит все, о чем попросит клиент.

- Как автосалоны защищаются от потребительских экстремистов?

- Правила поведения с покупателями вырабатываются каждым продавцом в отдельности. В салонах разных марок руководствуются рекомендациями своего поставщика.

Некоторые хитрости позволяют вычислить недобросовестного покупателя еще на стадии заключения договора и по возможности отказаться от сделки с ним. К примеру, в одном из салонов по продаже автомобилей премиум-класса потенциальному покупателю автомобиля предлагают чашечку кофе, а затем просят заплатить за нее в несколько раз больше, чем в кафе. Этот своеобразный тест позволяет выявить людей, у которых в действительности мало денег - не только на автомобиль, но и на кофе.
Добавить комментарий
Проверочный код