Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№33 (654) 18 августа 2008 г. Автостоп

Потребитель в автосалоне

18.08.2008
«Всегда можно найти повод уклониться от продажи»

Елена АНКУДО

Ответственность импортеров, усиленная в новой редакции закона «О защите прав потребителей», коснется и покупателей автомобилей. Ужесточив правила игры, законодательство вынудило автосалоны задуматься о возможных тратах, вкладывая риски в стоимость автомобилей и услуг.

Поводом заговорить об ужесточении ответственности импортеров стало подписание президентом 8 июля закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы РБ по вопросам защиты прав потребителей». Предприимчивые граждане тут же обратились к тексту новой редакции закона, выискивая слабые места в работе автосалонов. Когда в конце прошлого года аналогичные изменения произошли в российском законодательстве, отдельные автолюбители с радостью заговорили о бесплатном тест-драйве нового автомобиля, предоставленном законом. По российским правилам клиент автосалона имеет право вернуть новый автомобиль в течение 15 дней после покупки, если обнаружит хоть какой-нибудь недостаток - излишне сильный, на его взгляд, шум в салоне или даже неисправные дворники.

Только без суда

Ужесточение законодательства стимулирует отдельных граждан на т.н. «потребительский рэкет», позволяющий при благоприятном развитии событий получить с импортера крупную денежную выплату. Последние разрабатывают собственные правила игры, защищающие от граждан, жаждущих наживы.

Сотрудники автосалона, работающие с клиентами, обязаны знать нормы законодательства о защите прав потребителей, исключая ошибки общения. Мелкие знаки внимания в виде цветов при покупке автомобиля, рассылок поздравлений с праздниками, а то и приглашения на развлекательные мероприятия: не что иное, как стремление расположить к себе клиента, удержав от придирок.

Жалобы, кстати, важный объект для исследований автосалонов. Изучая мнение клиентов, менеджеры стремятся повысить качество обслуживания не столько для соответствия рекламным слоганам, сколько для исключения возможных конфликтов. Сотрудники «Атлант-М» рассказали корреспонденту «БелГазеты» поучительную историю, как вовремя не исправленный недостаток нового VW Touareg в виде снижения уровня антифриза подтолкнул его владельца к требованию забрать автомобиль с выплатой компенсации за моральный ущерб. Не исключено, что более внимательное отношение к покупателю в день его обращения могло минимизировать последствия конфликта.

Заботясь о репутации, белорусские импортеры пытаются решить конфликт без вмешательства суда, идя на крайний шаг только в принципиальных ситуациях. По их мнению, с клиентом можно договориться, объяснив его неправоту, или, в случае ошибки менеджера автосалона, пойти на скидку при оказании услуги, а то и подарок. Увеличение конфликтных ситуаций заставит пойти автосалоны на дополнительные траты. У некоторых расходы покроет прибыль. Другим придется поднимать цены на автомобили и услуги.

В «чёрном списке»

Защита от экстремальных ситуаций - внесение агрессивно настроенных граждан в «черный список». Белорусские автосалоны уже договорились о такой процедуре. Один из членов автомобильной ассоциации БАА, пожелавший остаться неназванным, подтвердил формирование списка, отметив: сотрудники салона, куда обратится покупатель с запятнанной репутацией, под благовидными предлогами попытаются уклониться от заключения с ним договора купли-продажи, если сделка покажется хоть сколько-нибудь рискованной: «Всегда можно найти повод, по которому автосалон уклонится от продажи: сказать, что товара нет, или сообщить, что автомобиль уже продан. Потенциально опасных граждан немного, но каждый конфликт с ними может обойтись в десятки тысяч долларов».

«Очень много жалоб»

По просьбе «БелГазеты» изменения в законе, которые вступят в силу в конце года, прокомментировала юрисконсульт ОО «Защита потребителя» Елена Мойсейчик: «Если до сих пор ответственность за товар или услуги распространялась только на продавца-дилера, в новой редакции ее несет и импортер, поставляющий в страну автомобили. Предусмотрена ответственность и сервисного центра - за качество и срок выполнения работ. В случае нарушения сроков исполнитель обязан вы-платить неустойку в размере 1% от цены работы за каждый день или час, если срок определен в часах. Если цена не определена, неустойка составит 1% от общей цены заказа».

Ужесточение ответственности сервисных центров особенно важно: по словам юрисконсульта, поступает «очень много жалоб» на СТО, выполняющие гарантийный ремонт. «Ни один сервисный центр не укладывается в сроки, - утверждает Мойсейчик, -ремонт затягивается на полгода и более. А когда потребитель предъявляет претензии, менеджеры утверждают, будто ответственности за просрочку никто не несет: причина, мол, в задержке или сложностях поставки нужных запчастей». В новой редакции закона этот срок составляет не более 14 дней.

В случае когда автомобиль приобретен в белорусском автосалоне, покупатель имеет право высказывать претензии любому из дилеров, торгующих его маркой. Впрочем, трудно предположить, что жалобы клиента будут безропотно рассматривать, не порекомендовав отправиться все же к тому продавцу, с которым подписан договор купли-продажи.

Вернуть автомобиль по российскому варианту, скорее всего, не получится: покупателю придется доказать, что недостатки действительно существенные. Как видно, законодатели учли особо жесткие моменты российского закона: по новой редакции недостатками даже в гарантийный период не считаются неисправности изнашиваемых частей и деталей, подлежащих периодической замене. Это значит, что за перегоревшую лампочку или неисправные дворники автосалоны отвечать не будут.

Зато срок возврата денег при расторжении договора прописан более четко, чем в старой редакции, упоминавшей исключительно срок ремонта и замены товара. С декабря - времени вступления новой редакции закона в силу, срок возврата денег - 14 дней.
Добавить комментарий
Проверочный код