Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№31 (652) 04 августа 2008 г. События. Оценки

Standard & Poor’s: спекулятивно, но стабильно

04.08.2008
Новый суверенный рейтинг Беларуси

Федор ЖАХОВ

Международная рейтинговая компания Standard & Poor’s (S&P) подтвердила долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Беларуси - B+ по обязательствам в инвалюте и BB по обязательствам в нацвалюте, а также ее краткосрочный суверенный кредитный рейтинг - B. Прогноз по рейтингам - «Стабильный».

Итак, долгосрочный кредитный рейтинг Беларуси в нацвалюте подтвержден на спекулятивном уровне (ВВ). По шкале S&P это значит, что в краткосрочной перспективе экономика страны находится вне опасности, но есть существенная неопределенность, связанная с чувствительностью по отношению к неблагоприятным деловым, финансовым и экономическим условиям. Не хватило одной лишь ступени до инвестиционного рейтинга на уровне ВВВ-. Хотя прогноз - стабильный, подтверждающий малую вероятность изменений в ближайшем будущем. Но есть один приятный штрих: белорусский суверенный рейтинг в нацвалюте теперь несколько выше украинского, после того как агентство S&P снизило долгосрочный рейтинг этой страны по обязательствам в нацвалюте с уровня ВВ до уровня ВВ-.

Более подробный комментарий к белорусской оценке содержится в пресс-релизе компании S&P. «Рейтинги отражают необычайно высокий для суверенного эмитента уровень условных обязательств, обусловленный доминирующей ролью государства в экономике», - отметил кредитный аналитик компании Кай Штукенброк. Надо полагать, что под условными обязательствами подразумеваются правительственные гарантии по иностранным кредитам, получаемым госпредприятиями. Условными такие обязательства делает их способ учета.

Отмечая высокий уровень имеющихся у Беларуси условных обязательств, аналитик подчеркивает «слабую внешнюю ликвидность Беларуси (она ниже, чем у других суверенных правительств аналогичной рейтинговой категории), проявляющуюся в том, что покрытие резервами платежей по счету текущих операций (СТО) составляет немногим более одного месяца (2008)». По нормативу этот показатель должен быть не менее трех месяцев. Но Беларусь с ее отрицательным внешнеторговым сальдо и невысокими темпами приватизации пока медленно наращивает свои золотовалютные резервы. «Кроме того, учитывается низкая предсказуемость политических решений, объясняющаяся чрезвычайно высокой централизацией политической системы страны», отмечается в пресс-релизе. Поэтому нетрудно предположить, что подобная форма организации политического управления в Беларуси позволила экспертам S&P оценить политические риски как довольно высокие.

Зато позитивное влияние на рейтинги оказали: сравнительно высокий уровень благосостояния и развития ($5,9 тыс. на душу населения в 2008г.); низкий уровень долга расширенного правительства (18% от ВВП, из которых 9% составляют гарантии); сравнительно высокие показатели внешнего баланса («узкий» чистый внешний долг не превышает 25% от поступлений по счету текущих операций), а также значительный экономический потенциал страны, обусловленный большим объемом основного капитала в промышленности и наличием высококвалифицированной рабочей силы.

Уровень чистого госдолга (6% ВВП в 2008 г.) оценен как довольно низкий, что «обеспечивает существенный «буфер», смягчающий негативное воздействие экономических потрясений». При этом эксперты положительно отметили правительственные попытки (хотя и очень постепенные) выхода на путь либерализации и приватизации, что «должно способствовать привлечению иностранного капитала». Негативное влияние «шокового» роста цен на энергоносители (цена на российский природный газ увеличилась более чем вдвое) и ухудшение ранее благоприятных условий для покупки и переработки российской нефти на экономику и баланс активов и пассивов страны оказались «не столь значительными, как первоначально ожидалось». Устойчивый рост экспорта неэнергетических товаров и значительное увеличение инвестиций позволяют поддерживать высокий рост экономики (9,1% в среднем за 2007-08гг.) и препятствуют ухудшению показателей текущего баланса и бюджета страны.

Прогноз по белорусским рейтингам составлен с учетом двух групп факторов: позитивных и негативных. К первым отнесен низкий уровень государственного, в т.ч. внешнего, долга. Ко вторым - факторы, связанные с ростом энергетических цен и необходимостью повышения конкурентоспособности, вызывающих необходимость мер по контролю над инфляцией и возможным усилением давления на бюджет. Основания для понижения рейтингов в будущем могут возникнуть в случае продолжительного ухудшения конкурентоспособности и внешнеэкономических показателей без адекватных действий правительства (с помощью соответствующих реформ), отсутствие которых в конечном счете могло бы спровоцировать изменение номинального курса нацвалюты.

«И, наоборот, способность страны и в дальнейшем выдерживать трудности, связанные с ростом цен на энергоносители, усиленная значительными инвестициями, а также постепенным развитием процессов либерализации и приватизации в экономике (стимулирующим совокупное предложение) могла бы в конечном итоге благоприятно повлиять на уровень рейтингов, - подчеркнул Штукенброк. - Дальнейшее укрепление золотовалютных резервов, более сбалансированное финансирование СТО и сохранение взвешенной фискальной политики могли бы уменьшить сдерживающее влияние других факторов на рейтинги и сделать возможным их дальнейшее повышение».

* * *

Кредитный рейтинг выражает мнениеS&P - одного из наиболее авторитетных агентств по оценке рисков. Впрочем, и без советов со стороны ясно: в свете очередного скачка цен на газ, намеченного на 2009г., Беларусь стоит на пороге новых испытаний, выдержав которые она имеет шанс обойти не только Украину, но и страны Балтии, обладающие рейтингами инвестиционного уровня и привлекающие внешние займы по более низким кредитным ставкам.
Добавить комментарий
Проверочный код