Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Описание кондитерских изделий. Ассортимент кондитерских изделий
td-arkada.ru
№31 (652) 04 августа 2008 г. Общество

Чья Toyota?

04.08.2008
 

Елена АНКУДО

Выступление гособвинителя по делу «Эмир Моторс», состоявшееся 29 июля в Мингорсуде, было по-деловому кратким. Заметив, что правила оформления ввозимых в Беларусь транспортных средств в описанный следствием период были «крайне невыгодными» для юрлиц, гособвинитель сообщил: при соблюдении правил игры стоимость ввозимого в страну автомобиля вырастала на 30-60%. «Кому нужна автомашина, даже новая, по баснословной цене? - задавал риторический вопрос сотрудник прокуратуры Минска. - Именно в таких экономических условиях возникает желание обойти установленный государством порядок».

По мнению стороны обвинения, «Эмир Моторс» был единственным предприятием в Беларуси, имевшим контакты с дилерами Toyota. Поскольку торговля японскими автомобилями могла принести доход, этим видом деятельности не мог не заинтересоваться Игорь Крепчук, бизнес которого к тому времени можно было назвать семейным. Об этом свидетельствовало участие в работе импортера Toyota его супруги Татьяны Крепчук и брак их дочери Юлии с директором соучредителя «Эмир Моторс» - кипрской компании «Эрсби Инвестментс Лимитед» Франсиско Родригесом Гарсиа.

Представитель обвинения посчитал доказанным факт того, что продаваемые в Беларуси новые автомобили Toyota фактически принадлежали семье Крепчуков. Для их удешевления в договорах купли-продажи указывались некие иностранные фирмы, принадлежность которых белорусскому импортеру, по мнению следствия, выдавал ограниченный круг перегонщиков, доставлявших автомобили из Литвы. «Знать о существовании этих перегонщиков мог только истинный владелец автомашины», - отметил гособвинитель, добавив, что перегонщики не являлись сотрудниками иностранных компаний-продавцов. Несколько из них являлись подчиненными Крепчука, другие входили в круг знакомых бизнесмена, с которыми сложились «устойчивые отношения».

Коснувшись роли жены Крепчука и еще одного должностного лица «Эмир Моторс», гособвинитель подвел итог: директор и соучредитель компании выступил в роли организатора и руководителя преступной группы, злоупотребившего служебными полномочиями, что выразилось в причинении государству ущерба в виде неуплаты таможенных платежей.

Исключив из квалификации действий обвиняемого признак повторности, представитель обвинения предложил суду признать Крепчука виновным по всему объему обвинения и назначить наказание в виде 5 лет заключения в колонии усиленного режима с лишением прав занимать руководящие должности в субъектах хозяйствования в течение 3 лет.

СПРАВКА «БелГазеты». По выводам следствия генпрокуратуры, в 2002-05гг. на «Эмир Моторс» действовала «преступная группа», организованная Крепчуком, его супругой и заместителем Татьяной, а также еще одним должностным лицом импортера. При поставке в страну 314 автомобилей Toyota члены группы в количестве девяти человек уклонились от уплаты таможенных платежей на Br8,05 млрд. Машины ввозил в страну не импортер, а кто-либо из его сотрудников на основании доверенности клиента. В результате вместо таможенной пошлины около $10 тыс. за каждый автомобиль государство получило в среднем по $2 тыс. - по ставке для физлица. При этом договор с клиентом составлялся от имени коммерческих предприятий, не имеющих к «Эмир Моторс» никакого отношения. Весной 2008г., после перечисления импортером более Br7 млрд. - суммы, названной следствием ущербом, восемь обвиняемых освобождены от уголовной ответственности. Отвечать по двум статьям УК «уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере по предварительному сговору группой лиц» и «злоупотребление служебными полномочиями» оставили одного Крепчука.

БЕЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СМЫСЛА

Говоря о невиновности Крепчука, два его адвоката обратили внимание суда на изменение обстановки. Указ «О некоторых вопросах налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь» в конце 2005г. выровнял пошлины на ввозимые автомобили для физлиц и юрлиц, освободив последних от уплаты акцизов и НДС. Поскольку схемы уклонения от таможенных пошлин, в совершении которых обвиняется Крепчук, перестали существовать, а закон, отменяющий ответственность, имеет обратную силу, действия экс-директора «Эмир Моторс», по мнению защиты, «не являются наказуемыми».

Впрочем, даже это не столь важно для уголовного дела, поскольку до заключения дилерского контракта в сентябре 2007г. «Эмир Мотос» не занимался поставкой автомобилей в Беларусь. «Была попытка ввезти в страну два автомобиля, - указал один из адвокатов, - но их вернули обратно из-за высоких пошлин. Деятельность юрлица по ввозу и продаже автомобилей до 2005г. не имела экономического смысла». Выбор клиентов в пользу литовских продавцов, предлагавших более дешевые машины, логичен. Сотрудникам «Эмир Моторс» оставалось лишь объяснять обратившимся к ним лицам, что с учетом таможенных пошлин автомобиль в Беларуси обойдется гораздо дороже.

Комментируя обвинение, в котором Крепчук назван соучредителем и директором «Эмир Моторс», адвокаты в унисон сообщили: до сентября 2003г. обвиняемый являлся только соучредителем предприятия, не выполняя никаких функций руководителя, а должность директора и вовсе занял весной 2004г. Следовательно, уверения, что роль руководителя он исполнял с 2002г., лишены смысла. Стороне защиты оставалось только иронизировать по поводу версии следствия, согласно которой для вовлечения в преступную деятельность жены Крепчуку понадобились должностные полномочия.

Доводы стороны обвинения о некоей связи Крепчука с иностранными компаниями, деятельность которых он якобы контролировал, также подверглись критике. Адвокаты утверждали об отсутствии в деле доказательств связи «Эмир Моторс» с зарубежными компаниями. По их утверждениям, не найдено ни сведений о распорядительных счетах, ни доверенностей, ни даже заключенных от имени «Эмир Моторс» договоров аренды литовских складов, где хранились машины. Никакого отношения не имел Крепчук и к компании «Эрсби».

Говоря об обвинении в злоупотреблении служебными полномочиями, сторона защиты отметила его противоречие обвинению в организации управляемой преступной группы, исходя из которого результата добивались общими усилиями. Пытаясь убедить в этом суд, сторона защиты напомнила о приговоре бывшим сотрудникам импортера Fiat, Luncia и Alfa Romeo ООО «АвтоДинамо», в действиях которых усмотрели только уклонение от уплаты таможенных платежей.

Выслушав просьбу адвокатов вынести оправдательный приговор, суд удалился в совещательную комнату. Ожидается, что решение будет оглашено 8 августа.

«ПРОШУ МЕНЯ ОПРАВДАТЬ»

Отказавшись отвечать на вопросы суда, Игорь Крепчук посчитал возможным выступить с последним словом. Приводим его фрагменты.

- Из маленького кооператива, который занимался реализацией сельхозпродукции населению и где работало десять человек, мне удалось создать известную компанию, эффективно работающую на нашем белорусском рынке, - казино «Эмир», West World Club, ресторан «Беларусь» и др. Сейчас в компании трудится более 600 человек. За весь период работы с учетом многочисленных проверок контролирующих и налоговых органов (а их количество доходило до десяти в год) мы никогда не имели нарушений налогового и таможенного законодательств.

В 1995г. в компании «Эмир Моторс» работало 20 человек, средняя зарплата составляла не более $150 в месяц, годовой объем уплаты налогов не превышал $50 тыс. Сегодня в компании работает 170 человек, средняя зарплата - $600. В 2007г. заплачено налогов, в т.ч. таможенных, на Br5 млрд., что составляет $2,5 млн. За половину 2008г. заплачено Br4 млрд.

Из сказанного видно: мы стремились к развитию компании, уплачивали объем выплаченных налогов в бюджет нашей страны. Я прекрасно понимаю, что полная уплата всех налогов является нашей святой обязанностью. Чем больше уплачено налогов, тем богаче становится страна, лучше живут люди нашей страны.

Прошу учесть, что СООО «Эмир Моторс» добровольно и полностью погасило ущерб в размере более Br7 млрд. (…)

На протяжении 20-летнего периода деятельности компания постоянно оказывала спонсорскую помощь сиротам, ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, хоккейному клубу «Юность», федерации борьбы и др. общественным организациям, а также Минспорта.

Мне самому приходилось защищать честь нашей страны на международных соревнованиях по греко-римской борьбе. Большую часть жизни я уделял спорту и продолжаю это делать. Я мастер спорта по греко-римской борьбе, кандидат педагогических наук, член НОК РБ, зампредседателя федерации борьбы РБ, член правления автомобильной ассоциации «БАА». (…)

Свою вину по предъявленным мне статьям я не признаю. Прошу меня оправдать, дать возможность и дальше трудиться на благо нашего общества.
Добавить комментарий
Проверочный код