Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№31 (652) 04 августа 2008 г. Личный вкус

Нестрашный авангард

04.08.2008
камерТОН

Боря ВЕБЕР

CD «Белорусский музыкальный авангард» (Новая музыкальная компания, 2008)

Соседи «Белорусского музыкального авангарда» по серии «Белорусская музыкальная коллекция» - сборники старинной белорусской музыки, белорусского фолка и белорусской популярной музыки. Все эти достойные музыкальные стили, как известно, отличаются заметным своеобразием и несут неизгладимую печать национального колорита. Внести недостающие штрихи в столь удачно складывающийся белорусский музыкальный пейзаж и был, очевидно, призван данный альбом.

Для актуальной белорусской музыки даже участие в такой сугубо иллюстративной серии - событие. Это первый сборник, который представлял бы стране горизонты ее нынешних музыкальных исканий. Именно та первая ласточка, которая погоды не делает, - пока нет государственного издательства, которое без оглядки на затраты и востребованность выпускало бы республиканскими тиражами записи актуальных белорусских композиторов и коллективов.

Белорусский музыкальный авангард представлен на диске исключительно в своем камерном и симфоническом формате. Без внимания остался такой важный срез авангардной музыки, как авангард электронный. Скорее всего, он был отсеян для следующего сборника серии «Белорусская музыкальная коллекция». Достаточно представить одно только название диска: «Белорусский электронный авангард». Тираж моментально осядет по частным коллекциям.

Альбом открывают и завершают композиции Николая Стомы - действительно «альфа» и «омега » белорусского авангарда. «Повязi для дзвюх флейт», «Эцюд для арфы» и «Чорнае-белае-чорнае» - все они демонстрируют характерную для Стомы легкость и мягкость, свободный полет. Темы при этом могут быть сколь угодно сложными: документальная хроника развертывания и изчезновения чего-то абсолютно нового и прекрасного в «Эцюдзе» или масштабное полиструктурное полотно в «Чорным-белым-чорным». Неизменным остается почти невесомое положение за ними автора - словно не было приложено никакого труда, никаких усилий.

Псевдовосточные мотивы «Эцюда» Стомы продолжает музыкально-театральный перфоманс Анны Короткиной «Песни Басё». Мелодраматичность декламации здесь выступает на первый план. Следующее за «Песнями Басё» «Увасабленне» (или «Экстернализация») - ровный симфонический звуковой поток, модифицирующийся под влиянием перемежающихся ярких картин-образов - как раз ярко демонстрирует особенности письма композитора, не отвлекаясь на смешение жанров (которое, впрочем, тоже может претендовать на звание авангарда).

Двоичность конфликта «Экстернализации» (текучее и статичное) присутствует и в пьесе Анны Короткиной «Францыск» (из сюиты для органа «Францыск Скарына»). Здесь кристалл высоких нот посреди темного, тяжелого и мерного рокота органа словно организует звуковую «тьму» и придает ей отчетливую структуру - удачная интерпретация роли первопечатника и просветителя внутри эпохи.

На диске представлены также не менее любопытные произведения Дмитрия Лыбина и Евгения Поплавского - членов Белорусского союза композиторов и Белорусского общества современной музыки. Остановиться на всех композициях сборника не позволяет только объем данного материала.

Так что белорусский музыкальный авангард в том виде, в котором его представляет одноименный альбом, совсем не страшен в своем пресловутом «авангардном» радикализме: здесь его просто нет.
Добавить комментарий
Проверочный код