Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№29 (650) 21 июля 2008 г. Тема недели

Выбери выборы

21.07.2008
Оппозиция представлена в 40% избирательных комиссий

Виктор МАРТИНОВИЧ

15 июля стали известны итоги формирования окружкомов для выборов в ПП НС. Из 1,4 тыс. членов избирательных комиссий 42 - представители оппозиционных партий. Партийные политологи рвут и мечут, доказывая, что этого «мало». Однако оппозиция попала в число устроителей выборов едва ли не впервые с 1996г. Ее представители будут в 40% комиссий, что заставляет предположить, что выборы в Беларуси могут проходить по некоей новой технологии.

Всего в стране во время выборов будет 110 округов. Представитель оппозиции - не бесправный наблюдатель, а полноценный член комиссии, - будет в 42 из них. Он сможет участвовать во вскрытии урн, следить за подсчетом голосов. Численность оппозиции в комиссии не так важна, главное, чтобы у нее там были свои «глаза и уши».

При этом мало кто обращает внимание на одну деталь. Всего в состав окружных комиссий партиями демократического толка было выдвинуто 110 человек, а по итогам их формирования в комиссии прошла почти половина. Когда в Интернете сторонники бойкота напирают на непрозрачность формирования окружкомов и приводят в качестве аргумента довод, что всего 3% их членов - оппозиционеры, они забывают, что выдвинуто-то было всего 110. Если бы в окружкомы пропустили всех, кого туда направила оппозиция, с учетом того, что всего членов окружкомов - 1,4 тыс., то и тогда оппозиции там было бы 7,8%. И все равно кто-нибудь заявил бы, что этого мало, и предложил бы по этому поводу устроить бойкот. Очевидно, что записывать в окружкомы людей, не выдвинутых туда, власть не могла.

Есть и другие «маяки» того, что избирательный процесс на этот раз может быть менее самобытным, чем обычно. Так, например, представители ЦИКа заявили о допустимости проведения экзит-полов, в то время как на прошлых выборах всех тех, кто пытался это делать, задерживали. ЦИК также не исключил изготовления избиркомами прозрачных урн - в том случае, если будет изыскано финансирование (одна урна - около $100). Складывается впечатление, что национальным технологиям устроения контролируемых выборов плавно приходят на смену общемировые технологии устроения контролируемых выборов. Выборы, символом которых является милицейская фуражка, сменяются выборами, символом которых является прозрачная урна (как будто прозрачная урна может гарантировать прозрачность результата!). Процесс выборов делается более понятным для внешнего мира.

Ситуация, в которой международные наблюдатели не признавали белорусские выборы, но признавали выборы в Госдуму РФ, была обусловлена именно излишней самобытностью белорусского голосования. Экс-владельца «ЮКОСа» Михаила Ходорковского никто на время выборов в Госдуму не освобождал, а агитматериалов за «Единую Россию» было расклеено по крупным российским городам даже больше, чем плакатов «За сильную и процветающую Беларусь» у нас. Но россияне соблюдали важные для Запада ритуалы, мы же шли своим путем.

Для тех, кто думает, что усилившиеся во власти либералы не смогут иными методами добиться аналогичного результата, «БелГазета» предлагает две схемы организации избирательного процесса, каждая из которых гарантированно приводит к депутатству в ПП НС, за считанные часы принимающей предложенный правительством проект бюджета.

ДВЕ ТАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫБОРОВ

Тактика «ястребов»


1. Подготовка политического поля. Удаление независимых газет из госсистемы распространения, запрет на печать в РБ. Принятие законопроекта, еще более ужесточающего ответственность СМИ. Организация в воспитательных целях нескольких показательных процессов о защите чести и достоинства.

Ликвидация зонтичных структур, через которые финансируются партии. Вынесение предупреждений наиболее крупным из них. Реанимация старых уголовных дел против их активистов.

Итог: партии, общественные организации, СМИ находятся под контролем.

2. Наблюдение. Затягивание до последнего момента приглашения представителей БДИПЧ ОБСЕ. Отказ в выдаче виз части наблюдателей в надежде на то, что они вообще откажутся от мониторинга процесса.

Организация уголовных дел по факту деятельности от имени незарегистрированной организации в отношении местных наблюдателей.

Дискредитация наблюдателей путем показа по ТВ серии фильмов об их преступной природе.

Итог: наблюдатели ослаблены и дискредитированы, массированного наблюдения не будет.

3. Выдвижение представителей оппозиции в окружкомы. Не включать никого, объясняя тем, что в оппозиции - только тунеядцы и алкоголики, которые не смогли правильно написать заявления.

Итог: выборы контролирует власть.

4. Выдвижение кандидатов. Срезать большинство оппозиционных активистов на этом этапе. Мотивы: неверное заполнение налоговых деклараций, предоставление неполных сведений о себе и т.д.

Итог: оппозиция не развернет широкой антигосударственной агитации в СМИ.

5. Допуск к СМИ. Не допустить либо частично допустить к СМИ прошедших в число кандидатов от демсил. При этом предложить им самое худшее время в эфире и самое незаметное место в газетах.

6. Подсчет голосов. Для исключения провокаций со стороны позорно проигравшей оппозиции в день голосования наводнить столицу ПМСН и спецназом МВД. Задерживать тех, кто проводит экзит-полы. При вскрытии урн удалить наблюдателей с участков для избежания вброса ими испорченных или поддельных бюллетеней. Посадить их минимум в 10 м от столов, где происходит подсчет голосов, чтобы они не мешали устроителям выборов.

Итог: формирование парламента, полностью находящегося под контролем исполнительной власти, готового принимать любые законопроекты, но при этом не признанного международным сообществом.

Тактика «голубей»

1. Подготовка политического поля. Приостановление давления на партии. Декларация курса на либерализацию, в случае если выборы пройдут без эксцессов, инспирированных оппозицией.

Образование нескольких декларирующих собственную независимость интернет-порталов - возможно, с частными учредителями, находящимися в тесной связи с представителями «голубей». Проведение неформальных встреч с лидерами политических партий в кафе «Фрески» с обещанием выслушать их проблемы и учесть их. Взамен от них требуется согласовать списки выдвинутых в ПП НС представителей с целью информирования людей на местах о том, кого из кандидатов пропускать.

Итог: партии, общественные организации, СМИ находятся под контролем.

2. Наблюдение. Подключение всех ресурсов МИДа на то, чтобы наблюдатели были приняты на самом высоком уровне, вовремя обеспечены визами, размещены и пр.

Проведение в кафе «Фрески» неформальных переговоров с представителями организаций, приславших наблюдателей, в ходе которых выясняется один принципиальный момент: что должна сделать Беларусь для того, чтобы выборы были признаны. По возможности, пожелания удовлетворяются.

Проведение аналогичных переговоров с донорскими организациями, финансирующими внутреннее наблюдение.

Итог: институции, пишущие заключение, впоследствии озвучиваемое наблюдателями, настроены на конструктивную работу.

3. Выдвижение представителей оппозиции в окружкомы. Включение в окружкомы достаточного количества оппозиции для того, чтобы это не выглядело манипуляцией, но недостаточного для того, чтобы оппозиция могла взять процесс выборов под контроль.

Итог: выборы контролирует власть.

4. Выдвижение кандидатов. Допустить всех оппозиционных активистов к выборам. Тщательно проанализировать список, определить «ненужных» в ПП НС людей и укрепить округа, по которым они баллотируются, административным ресурсом.

Провести неформальную встречу с руководством партий в кафе «Фрески» и предложить им две тактики проведения своих людей в парламент. Первая: пропускается «конструктивная» часть партий, люди, действительно способные улучшать законопроекты (экономисты, юристы, но без радикализма в поведении). Вторая: пропускаются люди из регионов, для которых ПП НС первые три года будет в диковинку, а там уж и на отдых пора.

Итог: оппозиция будет агитировать не против государства, а за своих кандидатов, делая общее с государством дело.

5. Допуск к СМИ. Допустить оппозиционных кандидатов к СМИ, понимая, что сюрпризов уже не будет.

6. Подсчет голосов. Устроить из голосования медиа-шоу по примеру того, как это делалось на «первых демократических выборах» в Сербии. Особенно обращать внимание на прозрачные урны, которые сами по себе ничего не решают и не гарантируют, но как телекартинка крайне притягательны для либерально настроенной части населения.

Допустить наблюдателей к подсчету голосов, не чинить препятствий оппозиционным членам избирательных комиссий при проверке и перепроверке итогов голосования. Пусть трудятся - все равно ничего крамольного они уже не найдут: вся нужная работа проделана заранее.

Итог: формирование парламента с несколькими заранее согласованными оппозиционерами, полностью находящегося под контролем исполнительной власти, готового принимать любые законопроекты, но при этом полностью признанного международным сообществом.
Добавить комментарий
Проверочный код