Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№29 (650) 21 июля 2008 г. События. Оценки

На плечах репетиторов

21.07.2008
Белорусская школа вернулась к 11-летке

Янка ГРЫЛЬ

Конец прошлой недели прошел под знаком внимания руководства страны к образовательной реформе. Это нельзя не приветствовать: работа с отраслью, где ничего не взрывается, зато многое цветет и частично уже пахнет, всегда приносила обильные плоды.

В пятницу на открытии городской ратуши в Могилеве Александр Лукашенко очертил концептуальные контуры реформы: «Будем думать, будем внедрять все передовое, но и сохранять то созданное в советское время, что эффективно работало». В этом посыле нет ни капли ностальгии - только жизнеутверждающая диалектика: «Мы не вернулись в ту школу, а взяли лучшее, что было». Школа, которая существовала в СССР, была эффективной для своей эпохи. Белорусская школа, стоя по колено в 2000-х и черпая мыслительные ресурсы в 30-50-х, пока этой эффективности не демонстрирует.

Президент пояснил причины перехода на 11-летку: «Мы почувствовали, что родители в целом недовольны». Но дело не только в них: как передает «Интерфакс», Лукашенко оценил ежегодный бюджет реформы в Br150 млрд. (порядка $70 млн.).

Президент доверительно поведал: «Мы оставили десятибалльную систему, хотя я был против: пятибалльная система оценки учащихся была нормальной». И тут многие с ним согласятся: дело не в количестве баллов, а в объективности оценки. Критически осмыслил глава государства и опыт создания лицейских классов: «Средняя школа должна быть для всех одинаковой, в школе нельзя создавать элиту».

В тот же день первый замглавы президентской администрации Анатолий Рубинов на пресс-конференции в Минске подробно описал пакет образовательных инноваций. На централизованном тестировании «сверхсложные задачи из тестов уберут», что создаст «нормальные, реальные условия для поступления выпускников в вузы». Остался открытым вопрос, зачем эти задачи вводились.

С урезанием 12-летки Минобразования справится посредством подготовленных на 2008/2009г. единых учебных планов. «Человек. Общество. Государство» превращается в «Обществоведение», на иностранный язык с 3-го класса отведут по 2 часа в неделю в школах и 4 часа - в лицеях и гимназиях, «Мировую художественную культуру», как и положено, упразднят, «Музыку и пение» ограничат начальной школой, «Историю Беларуси» и «Всемирную историю» интегрируют в глобализированную «Историю», «Черчение» сохранят. Часы сэкономлены, дети сыты, учителя целы. «Нет никаких причин для сокращения учителей, тем более массового», - успокоил Рубинов. С 1 января 2009г. зарплату учителям повысят на 20-25%, а молодым специалистам установят ежемесячные доплаты в размере ставки первого тарифного разряда (Br73 тыс.).

Возврат к 11-летке, по словам Рубинова, не приведет к удвоению количества выпускников и конкурса в вузах, т.к. часть школьников училась по 11-летней программе, часть - по 12-летней. Численность выпускников с возвратом к 11-летнему обучению достигнет обычного уровня, а в качественном плане коррекция программ позволит исключить разрыв в знаниях двух категорий выпускников.

Рубинов пообещал, что «с нового учебного года школьникам будет предоставлено право самим… выбирать факультативные занятия», каковые будут проводиться с понедельника по пятницу. Готовящиеся к поступлению ученики 9-11-х классов получат возможность факультативно заниматься и в субботу. Прояснилось и расписание: «С понедельника по пятницу у школьников будут уроки и факультативные занятия, а шестой день - суббота - для занятий физкультурой, походов на экскурсии и для того, чтобы дети больше проводили время дома».

Но либерализация графика проведения факультативов меркнет на фоне сенсации, прозвучавшей из уст министра образования Александра Радькова: «Мы разрешили репетиторам оказывать свои услуги в школах по общеобразовательным предметам. Разработана нормативная база, утверждены расценки». Цивилизованный подход к репетиторству состоит в том, что «учитель может заключать договор и оказывать репетиторские услуги в школе». Поведал министр и о сокровенном: даже он сам «еще в советские времена, когда был учителем, оказывал репетиторские услуги». «Только я за это деньги не брал», - кротко признался Радьков. Не исключено, что именно это подвигло министра на легализацию репетиторства: абитуриент предпочитает не гусаров, которые, как в анекдоте, денег не берут, а тех, кто небесплатно устраняет бреши в бесплатном образовании.

Этим пока и исчерпываются результаты образовательной реформы. Ситуация, когда, скажем, до 14.00 преподаватель оказывает бесплатные услуги, а после 14.00 - платные, станет лучшей иллюстрацией возможностей бесплатного образования. Осталось только взимать с репетиторов арендную плату за использование школьных площадей, ввести лицензирование и сертификацию репетиторских услуг, а вступительные экзамены проводить по модели тендерных торгов.
Добавить комментарий
Проверочный код