Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№29 (650) 21 июля 2008 г. Личный вкус

Умные книги

21.07.2008
с Александром Грицановым

Александр ГРИЦАНОВ

* А. Б. Широкорад. «Утерянные земли России. Отколовшиеся республики»* С. М. Москалев. «Словарь эзотерического сленга»

А. Б. ШИРОКОРАД. «УТЕРЯННЫЕ ЗЕМЛИ РОССИИ. ОТКОЛОВШИЕСЯ РЕСПУБЛИКИ». - М.: Вече, 2007

Это исследование развивает традицию осмысления исторических судеб нашего восточного соседа, которую в 1990г. инициировал Александр Солженицын статьей «Как нам обустроить Россию?». В ней впервые (и почти официально, учитывая тогдашний статус некогда опального писателя и нобелевского лауреата) прозвучала идея позитивности распада Союза ССР.

Центростремительные фантазии современной «империи Кремля» предполагают решение вопроса, как Москве сохранить дружеские отношения с былыми «республиками-сестрами» (и возможно ли это в принципе), а также выяснение того, какие именно собственно российские территории оказались утраченными в итоге Беловежских соглашений? Как можно предположить, этот комплекс проблем важен не только для самих великороссов, но и для всех их соседей.

Автор подчеркивает, что границы между советскими республиками маркировались в основном в 20-30-х гг. прошлого столетия, при этом основной задачей провозглашалось именно «изживание великорусизма». В итоге русские утратили многие свои традиционные земли: Белгородская, часть Воронежской, Курской и Ростовской областей тогда были переданы под эгиду Киева, а территория Казахстана простиралась вплоть до Челябинска. Позднее, правда, некоторая часть этих даров была возвращена на историческую родину.

Реально сегодня рубежи России совпадают с очертаниями ее границ в период правления царя Алексея Михайловича (1645-1676) до заключения Переяславской Рады (1654).

Размах потерь виден из приведенных в тексте книги рассуждений польского историка Гужейла: «Если прежде СССР соперничал в Европе с США и НАТО вблизи Гамбурга и Стамбула - благодаря дружественным Москве ГДР и Болгарии, а в «сталинский» период - и вблизи Италии, и в Средиземноморье - благодаря «сталининистской» Албании, где была крупная советская военная база, то теперь линия такого соперничества приближена к Пскову, Смоленску, Белгороду, Ростову-на-Дону, Сочи, Астрахани и Махачкале. Т.е. далеко в глубь когда-то советской территории».

Россия заплатила тяжелейшую геополитическую цену за большевистскую попытку создания «всемирной республики советов». Но этот свершившийся факт (судя хотя бы по тону этой работы) не означает сохранения спокойствия на московских рубежах хотя бы в среднесрочной перспективе.

С. М. МОСКАЛЕВ. «Словарь эзотерического сленга». - М.: «Гаятри», 2008

Автор, один из первых подвижников отечественного эзотерического просвещения, в свое время принял активнейшее участие в введении в русскоязычную культуру самиздатовских текстов Кастанеды, Ошо и Гурджиева. Текст написан с юмором, живо и исчерпывающе характеризуя весь спектр рабочей терминологии нынешних адептов «тайного знания».

Вопрос «как и для чего?» выступает главным: по мысли автора (статья «Голуби над головой»), «иногда стоя на крыше, свистя в два пальца и глядя на белых голубей, кружащихся над головой, можно достигнуть большего, нежели бормоча молитву и наполовину при этом думая о том, что нужно сделать, купить и позвонить».

Стилистика издания напоминает ранних питерских «митьков», например: «Аварийщик. Про человека, который сам создает и постоянно попадает в трудные ситуации. В лучшем случае он вредит сам себе, в худшем - вовлекает в них окружающих. В большинстве групп почти всегда присутствовал некто в таком роде: «Вышел в тапочках и майке за сигаретами, а пришел в сопровождении милиции…» Другой пример: «Дежавюшник. Человек, который с воодушевлением или же скучным менторским тоном рассказывает вам вашими словами концепцию, которую вы ему за месяц до этого сами же и изложили…»

Наконец: «Держать масштаб. Жизнь подобна прекрасной статуе, но, если рассматривать ее очень близко, можно найти на ней царапины и пятна. Так и в жизни. Человек бывает ослеплен своим страданием, ему кажется, что он самый несчастный человек на свете… Если смешать килограмм варенья и грамм дерьма, получится 1001 грамм дерьма. Важнейший принцип духовного развития: достаточно одной ложки дегтя, чтобы получить бочку дегтя. Пока у человека нет меда (духовной субстанции), это не так страшно, но чем больше меда, тем страшнее отравить его, тем выше ответственность перед Богом, который дарует этот мед человеку».

А еще есть «Абсурдность претензий», «Акын», «Борьба мнений», «Борьба нанайских мальчиков», «Веер возможностей (развернулся, сложился)», «Гуровать (от слова «гуру»)» и многое другое.
Добавить комментарий
Проверочный код